Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
Jill-of-Shadows16 июля 2014 г.«Нить оборвалась, и ты навеки осужден...
В этой жизни для тебя нет больше места!
Мир сгорел дотла. Ты тоже должен быть сожжен -
Так, как были сожжены тобой страницы древних текстов…»
(с) Менестрель Тишины – «Феникс»
«Смертельным недугом Земля поражена,
Медленно, мучительно погибает она.
На теле мира расцветают язвы-города…»
(с) Otto Dix – «Болезнь»Скажу сразу – книга стоящая. Не захватывающая, а больше давящая массой охватившего описываемый мир безумия, но, несомненно, правдивая и важная – над ней стоит всерьёз задуматься.
По идее, ситуация, созданная автором, то состояние, до которого довели несчастный мир, должно показать весь абсурд происходящего, этакую точку деградации, если не крайнюю, то уверенно движущуюся к ней. Но, как заметил Лермонтов, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», или – «если бы не было так серьёзно», как писал сам Брэдбери. Ведь если приглядеться, вдруг понимаешь, что это то, что можно наблюдать на самом деле – да, несколько утрировано, но всё же (специально не читала рецензий других читателей до написания этой, чтобы не сбиваться лично со своих мыслей, но, пролистывая, заметила, что для других это тоже очевидно… какое облегчение – значит, мир продержится ещё немного). Ладно, убоявшись неформата, мизантропии я подробнее предамся в Историях, но суть – в книге показана вполне реальная участь общества, которое не просто не способно, но и совершенно не хочет думать своей головой.
Зачем нам читать книги? У нас есть телевизоры! Зачем ходить по земле, чувствовать её дыхание? У нас же есть автомобили! Зачем лежать на траве, слушать шорохи листвы? Ведь есть клубы, выпивка, музыка (музыка ли?), от которой лопаются барабанные перепонки! Здорово, ребята! Вот, на что стоит тратить свою жизнь.Если сначала эти хорошо «обработанные» граждане (и особенно - Милдред) просто вызывали жалость пополам с презрением, то вскоре стали ощутимо раздражать. Неужели действительно можно докатиться до такого состояния? Видимо, можно.
«Мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают...» (с)Зато есть Гай Монтэг – типичный герой, блуждающий у грани, и что-то, казалось бы, смутно чувствующий, но либо не понимающий, что именно, либо боящийся в этом признаться. Он всю жизнь выполняет свою работу, но внезапно задумывается – а правильно ли это?
И тут появляются они. Герои, подталкивающие его к той самой грани.
Старик Фабер – насмерть перепуганный, но явно осознавший, что всё идёт не так.
Кларисса Маклеллан – чудесная девушка, не поддавшаяся всеобщему помешательству (конечно, с таким-то психом-дядей, к тому же, имевшим неприятности с полицией… он – только тссс! – иногда ходит пешком), умеющая слушать, видеть, думать и чувствовать – качества весьма редкие.
Безымянная женщина, предпочетшая сгореть вместе со своим домом и книгами, чем покинуть их и поддаться безумству толпы – наверное, самый пронзительный образ. Безвестно погибшие герои обычно самые впечатляющие. И почему-то (почему же?) мне сразу подумалось о Виде Винтер.
Всем этим героям, конечно же, грозит опасность – обе женщины погибают, Гай едва спасается от страшной смерти, Фабер выживает исключительно благодаря фантастической трусости. Вот, что случается с непохожими на отупевшую массу. Сейчас за окном, вроде бы, никого не расстреливают из огнемёта, но это не значит, что существующее по эту сторону книги общество сознательнее, добрее, терпимее к другим и т.д. Люди боятся тех, кто от них отличается, боятся и ненавидят, но даже представить себе не могут, что к таким можно прислушаться и спастись, навсегда изменить свою жизнь.
«Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников.» (с)
Пару слов о мистере Битти. Такое ощущение, что он на самом деле не был такой жестокой невежественной сволочью, какой казался. Какая-то горечь в словах, желание (удовлетворённое) расстаться с жизнью – всё это наводит на мысль о неком разочаровании, тяжёлом событии прошлого, которое подтолкнуло его на этот путь разрушения. Он не следовал бездумно новым порядкам, казалось, что он мстил книгам (?) за что-то. В его действиях ощущаются злость и ненависть, а не тупое выполнение приказа. Он не похож на трагических героев со сломавшим их лучшие порывы тёмным прошлым, каких я так люблю оправдывать и разбирать на частички боли и безмолвных криков, но что-то особенное в нём определённо есть. Нужно перечитать книгу через какое-то время, посмотреть на неё свежим взглядом и понять, что же именно.Говорить о «451*» можно долго и красочно, но суть, кажется, ясна. Хотя такие как Милдред и ей подобные не поняли бы этой сути. Хотите определить уровень сознания собеседника – спросите его мнение об этой книге или хотя бы о подобной ситуации (вряд ли многие из них читали её и вообще что-либо в своей жизни). Найдутся те, кто не услышит явного крика – вопля! – со страниц романа, полагая, что это просто книга о паре чудаков, отставших от века, а представленная картина жизни – несомненный прогресс, до которого они понадеются дожить. Как бы дико и абсурдно это ни выглядело, я уверена, таких людей немало.
Я поставила книге 4 балла, а не 5, потому что, как уже говорилось, она ощутимо давит. Я ожидала (имея обрывочные сведения о книге до её прочтения) большего проникновения в мир Клариссы, с его – хотелось написать «чудесами», но, на самом деле ведь, вполне естественными, настоящими и правильными проявлениями. Думала, что упор будет сделан на сохранении прекрасных душевных качеств, гармонии с Природой и собственным волшебным миром, а наплыв всех этих «благ» цивилизации лишь оттенит картину, но оказалось, что произведение куда более тяжёлое и безысходное. Мысли здравые, тема важная, угроза реальная, да, но волшебства, сосредоточения на настоящем видении мира, всё же не хватает – не то чтобы явный минус, недоработка, но это было бы очень кстати.
1191