Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним14 декабря 2023 г.Эссе об уроках Сноу.
Читать, только если знакомы с содержанием книги!
Вновь читаю книгу после фильма, который очень зацепил и заставил задуматься над историей будущего тирана Кориолана Сноу. Даже после прочтения остается любовь к синематографу, но вопросов не осталось после книги. И книга сильна!
С первых страниц Коллинз расписывает обстановку, в которой вырос Кориолан. Надо отметить, что как и многие дети, пережившие войну, у него были свои страхи и ужасные, триггерные воспоминания: от осознания того, что люди съедают людей, до дней, когда из дома лучше не выходить, потому что кровожадность обезумевших людей дошла до апогея. Но это его не ломает, а лишь подготавливает почву к становлению тирана.
Единственный мужчина в семье, состоящий из фанатички бабушки и сердобольной кузины, Сноу не имел иной жизненной задачи, как сохранить свое небольшое наследие от родителей и спасти от голодной смерти родных. И его понять можно, такой груз давит на его плечи с малых лет, каждая оплошность может быть слишком дорогой ценой. Но Коллинз дает понять,что Кориолан и сам боится мира вокруг себя. Он живет в серпентарии, где только змея и может выжить.
Правда ли это?
Символично, что в трудные моменты парень обращается к пудренице матери. Она описывается как нежное и заботливое существо, Страбон Плинт упоминает, что его мать говорила с ним, как с равным. То есть Кориолан при всей своей двуличности, все же тяготеет к материнскому началу в своем сердце. О компасе отца, о его пути речь идет лишь в конце. Именно компас позволяет Сноу найти дорогу в Дистрикт 12, именно он и остается из всех вещей, пострадавших после "купания" в озере. Кориолан выбрал свой путь, путь безжалостного и хитрого отца.
Но по порядку.
Кориолан - марионетка. И он осознает это лишь ненадолго. Им манипулирует доктор Галл, выращивая себе достойную замену, ему мстит директор Хайботтом, втаптывая в грязь мальчишку, чья жизнь и без того не сладкая. Все взрослые вкладывают в Сноу исключительно свои свои пороки, свои самые грязные идеи и благополучно выращивают их.
Во второй части основной трилогии Китнисс размышляет о том, как ее три стилиста могут обсуждать незначительные вещи - маникюр, моду, званые ужины, сплетни. А потом сама же дает себе ответ: "Они выросли в Капитолии, если бы я там родилась, не стала бы беспокоиться о том же?"
Коллинз описывала жизнь Дистриктов, а теперь обратилась к жизни в Капитолии. Кто мог вырасти там? Каким человеком мог стать тот, кто никогда не видел Дистриктов и рос на легендах о кровавых дождях и дикарях? Доктор Галл выращивает в Академии, а потом и в Университете, выродков, играющих в бесконечную войну. Сноу все время поворачивают лицом к честолюбию, заставляют отказаться от гуманности.
Только такой человек может по-настоящему жить в Капитолии. Недаром умирает Сеян - он в принципе не может выжить в системе Панема, потому что избалован деньгами, но чувства и мысли в нем заложены Дистриктом 2. Зато прекрасно освоился его отец. Ма прячется на кухне за стряпней. Тигрис тоже спрячется за платьями, а бабушка вечно крутится в розарии. Либо ты принимаешь правила игры, либо погибаешь.
Конечно, Кориолан мог бы попытаться спастись и жить свободно с той, кто в него безоговорочно верил. Люси Грей была его призраком надежды. Его привязанность похожа на безумие: он хочет ей обладать, держать при себе. Парень, переживший кучу потерь, сломан и в этом: он ревнив, в любви у него чаще проскальзывает слово "моя", недели "мы". И все же он выбирает власть. Потому что жизнь на берегу озера, спокойное распевание песен - это не тот адреналин, не та шкура, все не то.
Символично, что Люси привлекает змей, использует одну из них для убийства на арене. И змея же скрывается под шарфом, когда девушка исчезает. Сноу сам признает, что Люси Грей могла им управлять. Она его заманивала своими песнями, но и сама была хитра. Она была небезупречна, но тянется к свету. И тянула его. Ее первая и последняя про Кориолана - это напоминание ему о том, что он может быть добрым, верным.
Кориолан же все время сталкивается с птицами. Но непростыми, не просто певчими, а пересмешниками. С теми, кто красиво поет, кто вторит ужасы не хуже этих песен. Птицы как голоса в голове, заставляют человека пережить мгновение десятки раз. Для Сноу это равносильно безумию: он не хочет возвращаться, он уговаривает себя, что совершил все правильно, поэтому лишние воспоминания ему не нужны. Он боится переродков, боится соек-пересмешниц, гибрид капитолийских модификаций и местных птиц. Так Сноу подсознательно противится и своему союзу с Люси Грей. Будущее с ней, где-то вдали, в лесу, представляется адом. Лучше вернутся в клетке в Капитолий, как те говоруны, которых он ловил.
Собственно, так он и сделал.
Интересно, что книга обозначена балладой - то есть произведением, основанным на легенде. Борьба птиц и змей - старинный сюжет, изображающий борьбу зла/войны с добром/миром. И это вечное противостояние отображено и в сюжете. Певчая птичка, даже отступив в тень, не умерла, а осталась песнями и надеждой, что в последствии и сгубило тиранию.
Сноу не оправдан в книге.Он - дитя своего мира, дитя Капитолия. Наследник политики доктор Галл. Книга предостерегает и учит. Вместе с Кориоланом читатель, если вдумается, тоже получит ценные уроки.Содержит спойлеры6213