Рецензия на книгу
O crime do padre Amaro
José Maria Eça de Queiroz
Аноним13 июля 2014 г.Преступная связь падре Амаро со своей молодой прихожанкой Амелией лишь верхушка айсберга, показанного Кейрошем. За этим частным случаем кроются лицемерие духовенства и нравственное разложение португальского общества конца 19 века в целом. Двуличные священнослужители лгут, завидуют, прелюбодействуют и чревоугодничают, но при этом искренне возмущаются когда этим же занимается кто-то другой. Богобоязненные матери и отцы воспитывают своих детей с убеждением, что только церковь знает как правильно, и как духовник сказал, так и должно быть, без критики и возражений. Экзальтированные дамы всех возрастов, замаливая грехи, жертвуют большие суммы на радость (и в карман) священникам. В итоге показная религиозность и соблюдение формальностей вызывают уважение, а скромная вера и критические замечания - осуждение.
вера наших отцов утверждает, что всякая добродетель вредна и бесплодна, если она не порождена католической церковью.История же падре Амаро и Амелии стала лишь следствием упадка общества.
Падре Амаро - священнослужитель вовсе не по призванию. Сирота, отправленный в семинарию дядюшкой, чтобы избавиться от нахлебника. Мальчик, выросший в слабого, безвольного, малодушного молодого человека. Вряд ли его можно назвать подлым, он не делает подлость ради подлости, он просто делает так, чтобы ему было комфортно, а мысль о том, что при этом кто-то пострадает, его в принципе не посещает. В отдельные моменты, видя и чувствуя чужое благородство, он может быть благородным сам, но проблема в том, что неблагородных, низких примеров у него перед глазами куда больше.
Амелия - воспитанная в атмосфере преклонения перед церковью и церковнослужителями. Живущая с матерью, в окружении ханжеских богобоязненных старушек и священников, которые не упустят возможности лишний раз напомнить, как важно прислушиваться к богу и церкви. Привыкшая во всем полагаться на бога и священника и даже не пытающаяся думать своей головой.
она сама хотела, чтобы он думал за нее, и с облегчением перекладывала на его плечи груз ответственности за себя, слишком для нее тяжелый.Жоан Эдуардо - оппонент Амаро в борьбе за сердце Амелии, один из немногих здраво рассуждающих персонажей. Чем-то напоминает мне Чацкого, возможно, своими вопросами и более реальным взглядом на вещи. Он может высказать свое мнение, несмотря на то, что оно окажется непопулярным. Естественно, его скепсис вызывает возмущение и общество использует шанс, чтобы избавиться от неугодного. Но, если Чацкий решает для себя, что "сюда я больше не ездок", то Жоан Эдуардо, если бы Кейрош дал своему герою такую возможность, снова попытался бы выстроить отношения с Амелией.
В целом же большинство персонажей зациклены на религии, совершенно при том не понимают разницы между религией и истинной верой, предпочитают откупаться от грехов щедрыми подаяниями или замаливать их, не вникая в суть молитвы. Здравомыслящих героев - единицы, и их не воспринимают всерьез, а порой презирают за попытки "осквернить" святое - церковь. А по сути - осквернить то, что само себя уже давно осквернило без посторонней помощи.
7258