Рецензия на книгу
Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
Нил Стивенсон
Аноним13 июля 2014 г.Нил Стивенсон.
Черт, в этот раз будет не про какую-то конкретную книгу, а скорее впечатления от творчества автора в целом. (Последнюю его переведенную на русский книгу «Анафем» я, правда, не читал.) Ну не для кого, не секрет, наверное, что я не люблю фантастику. Последний хороший писатель, работавший в этом жанре, был Вильям Гибсон, но и он поздние свои романы пишет в других жанрах. Но кто, же подхватил знамя из рук павшего (в борьбе с бесконечной банальностью, отсутствием вкуса и идей в жанре) бойца? Долгое время казалось, что никто, что жанр окончательно и бесповоротно мертв. Пока я не нашел Нила Стивенсона.
Первый его роман, с которым я познакомился «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» - нереально крутая тема, но на самом деле он второй в серии, ему предшествует «Лавина». И крутые эти две книжки вот в каких отношениях: во-первых, все лучшее что было у Гибсона, подхвачено и продолжено, в первый момент у меня даже появилось ощущение, что Стивенсон просто копирует его стиль, но… Во-вторых: идеи! Давненько мне не приходилось видеть в художественной литературе, какие-нибудь трезвые, нетривиальные идеи, образ будущего, настолько реальный, что понимаешь – вот оно, то, что нас всех ждет, вероятно, весьма скоро.
По поводу идей: должно быть огромное спасибо Стивенсону говорят создатели системы bit coin – его идея; а так же идеологи пиратских партий и движений со всего света, кажется, их программы вдохновлены его творчеством; ну и заодно Марк Цукерберг финансирующий теперь проекты sea standing`а. При этом Стивенсон продумывает не только будущее технологий, но и социальные и политические изменения, которые технологии неминуемо за собой несут. При этом глубина осмысления вопроса, дает сто очков вперед большинству профессиональных аналитиков и футурологов, и особенно смешно, после этого слушать высказывания наших политиков, о том, как они, якобы, представляют себе будущее, хотя явно, что они не видят дальше собственного носа.
Осознав все эти плюсы стивенсоновской прозы, я заморочился почитать другие романы. И здесь меня ждало два сюрприза. Во-первых, Стивенсон не писал больше киберпанка. Во-вторых, его работы в других жанрах, оказались не лишены иных достоинств, не столь заметных в жанре киберпанка.
Из ранних его работ, я бы выделил книжку «Зодиак» живописующую будни радикальных экозащитников. Интересная тема не особо в литературе засвеченная.
Из более поздних «Криптономикон» и имеющий с ним отдаленное родство «Барочный цикл». Обе книжки написаны в жанре альтернативной истории, в котором отродясь (ну, если не считать Арнольда Тойнби, для которого это скорее была шутка) не бывало ничего путного. Но и тут Стивенсон преподнес сюрприз в виде обилия литературных реминисценций на замечательного Томаса Пинчона. А так, действие в «Криптономиконе» разворачивается во время Второй Мировой и связано с историей шифрования/дешифрования и созданием первых компьютеров, а среди героев появляется Алан Тьюринг. В «Барочном цикле» (три девятьсотстраничных тома) действуют предки героев «Криптономикона» а так же Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, (Отдельное спасибо Стивенсону, за то, что он открыл мне глаза на величие философии и личности последнего, после «Барочного цикла» - перечитал всего Лейбница. Лейбниц, пожалуй, самый крутой из западных философов, и один из самых недооцененных потомками.) Роберт Гук и многие другие титаны эпохи барокко. (XVII – начало XVIII века).
Не надо забывать только, что эти книги все-таки альтернативная история, и не воспринимать все изложенное там за чистую монету. Кто знает историю науки, получит удовольствие от своеобразной интеллектуальной игры, в которой Стивенсон строит историю великих открытий, так как она могла бы быть. А тех, кто не очень силен в данном вопросе, книга реально может подтолкнуть к его изучению.
Но, в общем, даже если вы далеки от любимых стивенсовских тем: история науки, криптография, теория познания – читайте все равно! Это просто хорошая литература.488