Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Москва - Петушки

Венедикт Ерофеев

  • Аватар пользователя
    OlyaMirsanova9 декабря 2023 г.

    ЧИТАЮ "МОСКВА-ПЕТУШКИ" В ЭЛЕКТРИЧКЕ МОСКВА-ПЕТУШКИ

    О знаменитой книге Ерофеева "Москва-Петушки" я знала уже давно, но прочитать ее не решалась, поскольку вряд ли могу назвать этого автора "своим". Я знала, что в книге много нецензурной лексики и главный герой - алкоголик, хотя и ранимая, по-своему интеллигентная, начитанная и тонко чувствующая личность. Все-таки я обратила на эту книгу свое внимание благодаря ток-шоу (странное слово в данном контексте) Игоря Волгина "Игра в бисер", очередной выпуск которого был посвящен именно этому произведению Ерофеева. Я посмотрела его с любопытством, и решила при первой возможности прочитать произведение и сложить о нем своё собственное мнение. Книга небольшая, поэтому её можно прочитать буквально за пару часов. А значит у меня возник необычный план, как весьма оригинально провести выходной день - читать книгу "Москва-Петушки" в электричке из Москвы в Петушки. Тем более, что автор уже сам написал, с какого вокзала надо отправляться. И я поехала в субботу утром на Курский вокзал. И уже, войдя в метро, начала читать книгу. Однако, в отличии от главного героя, я, разумеется, не пила никакого алкоголя. Только капучино купила перед входом в метро. Впрочем для современного горожанина это тоже уже вредная привычка )) Громадная серая коробка Курского вокзала выплывала из зимнего тумана. На его фоне сквозь кусающий зимний воздух пробивались белые точки снежинок.

    Я купила билет на электричку "Москва-Петушки". И это не был билет в Петушки, а приглашение в доселе неизвестную мне литературную вселенную Ерофеева, в неизвестную мне жизнь... На вокзальных кафешках-забегаловках была сутолока. Люди-секунды пили дешевый кофе, перекусывали всякой снедью. На витрине одной из забегаловок лежало явно вчерашняя пицца, черствеющая и с пластмассово застывшими желтком и майонезом. Я поморщилась, отвернулась и быстро зашагала "к поездам". На перроне уже толпился народ. Сколько тут лиц! Просто находка для бытоописателя, зарисовок пером и карандашом. Я держу в руках книжку "Москва-Петушки", и некоторые из моих попутчиков смотрят на меня явно иронично. Но какое мне дело!? Сегодня у меня не просто поездка, а путешествие в Литературу.

    Подошла электричка. Я увидела пустой вагон и поспешила занять место в нем. Увы, он оказался неотапливаемым (в декабре месяце!). Поэтому все набились в соседние вагоны. Мне повезло занять место, и я стала читать. Да, запах старой электрички, мне кажется, не выветрился со времен Вени Ерофеева, став визитной карточкой таких электричек.

    И вот дохожу до следующих строк: "Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается:

    …Глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза… Девальвация, безработица, пауперизм… Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой – вот какие глаза в мире чистогана…"

    Я оглядываюсь. И вокруг меня вижу именно такие лица - наполовину скрытые капюшонами, усталые, тусклые. Кто-то смотрит с недоверием, кто-то с прищуром оценивающе, кто-то затаился. Да, Веня, мы стали жить в том мире, которого ты боялся - в мире капитализма и чистогана.

    Но вот попутчик напротив меня вышел на станции, и вместо него пришли мама с сыном 5-6 лет. И вот у него единственного в вагоне, пожалуй, оказались именно такие выпуклые, чистые, удивленно глядящие глаза. Как не вспомнить тут маленького принца или мальчика, которого Сент-Экзюпери встретил в вагоне со спящими поляками ("Планета людей"). А потом повседневность делает из таких детей обычных взрослых... Впрочем, его глаза вмиг стали сосредоточенными и притаившимися, когда он стал играть со смартфоном...

    Но вернемся к главному герою и произведению. Веня Ерофеев живет в период времени, называемом "застойным". У него есть работа и, видимо, водятся деньги, но нет Цели в жизни, нет Дела-всей-жизни. Он страдает от одиночества, ему не хватает понимания. Поэтому он охотно заполняет эту пустоту всем, что ему попадается. Поэтому и такой "мозаичный", суетливый стиль повествования выбран, как мне кажется, чтобы показать "мозаичность", и "мелочность" жизни главного героя, хотя внутренне в нем есть запрос на нечто большее, но мало кто его понимает. Вот и получается, что люди в его жизни - прохожие, проходящие мимо пассажиры. Мысль автора и главного героя летит от станции к станции, от точки - к точке, но так в итоге и не достигает Петушков. Главный герой заснул, и электричка доехав до Петушков пошла вместе с Веней обратно и приехала в Москву. А он, наивный, даже не сразу заметил (спьяну) подмену.

    В финале главный герой встречается в подворотне с бандитами, которые в итоге вонзают ему шило в горло (извините, за спойлеры). Тут автор фактическ предсказал причину и своей смерти - рак горла. Лично мне финал показался слишком уж гротескным. Зачем бандитам его убивать? Почему его просто банально не избили и ограбили? Все-таки произведение написано в 1969 году, а тогда, как говорят жившие в то время в Москве, не было такого огульного бандитизма. По мне более реалистичным бы финал, если бы главный герой спьяну просто упал под электричку, если без трагического финала было бы никак не обойтись (простите за советы автору, не удержалась).

    Общий итог: книга оставила сумбурное впечатление и, скорее всего, не понравилась, чем понравилась.

    Содержит спойлеры
    5
    276