Рецензия на книгу
Цена нелюбви
Лайонел Шрайвер
Аноним10 июля 2014 г.Флэшмоб-2014: 7/12
Ох, и с чего это я вдруг решила, что эта книга развлечёт меня в тот день, когда настроение было не очень?
Прочитала залпом - все 500 с лишним страниц за день, хотя книга, конечно, кошмарная. Никому не пожелать такой судьбы, такого креста. Читать об этом очень больно - несколько часов чтения. Как жить с этим? И я даже не о двух последних годах, как прожить все эти шестнадцать, даже почти семнадцать лет - и не свихнуться?!
svasilevskaya , которая и посоветовала мне эту книгу во флэшмобе, писала, что ей очень не понравился перевод названия - "Let's talk about Kevin". Согласна, название действительно совсем о другом. Но сколько я эту книгу читала, столько думала лишь об одном: насколько отозвалось во мне это переводное название.
Потому что для меня эта книга не о Кевине и не о его матери и её нелюбви. Это кошмарная история о девочке-девушке-женщине Еве и нелюбви,в которой она прожила так долго и из-за которой страдала так сильно. И когда смотришь с этой стороны, всё встаёт на свои места. Нелюбовь, кошмарное количество нелюбви с первой до последней страницы. Жуткая история о женщине, которая положила на алтарь всю свою жизнь ради того, чтобы быть любимой и нужной - и так и не стала действительно любимой.
Я так и не поняла до самого конца, что все эти её письма были к мёртвому. Читала и терзалась: как же, ну как это всё закончится - почему Селия осталась с отцом, что такого свершилось, что Ева вынуждена писать эти письма? Почему-то ни разу не пришла мне эта мысль, что именно с ними произошло. Но когда открылось, когда всё встало на свои места, мне не было жаль Франклина. Совсем. Мне только сильнее стало жалко Еву.
И когда в финале она сказала себе, что любит сына... Это ужасно, это невыносимо просто. Ведь она снова вернулась в эту ловушку. Вопреки всей своей ненависти она уцепилась за него - потому что больше не за кого. Потому что это единственная память о муже. И ещё потому, что он вдруг проявил к ней какие-то чувства - и ей показалось, что она кому-то стала нужна.
Ведь с самого начала этой несчастной истории всё, каждая деталь, каждая мелочь вопиет о нелюбви Франклина. И не суть, был ли Кевин психически нездоров, действительно потенциально опасен с самого рождения - или таким его сделала всё-таки мать. Вопрос в другом: ей и не дали шанса полюбить этого мальчика. Всё, что сопровождало его рождение, происходило вопреки её воле. Вместо того, чтобы её слушать, её вынуждали отказываться одно за другим от всего, что ей было дорого, а если ей и удавалось выиграть, то такой ценой, которая перевешивала весь выигрыш.
А ведь она старалась! Сколько деталей - они не сразу бросаются в глаза, и от этого рассказу веришь ещё сильнее, потому что когда человек старается обелить себя, он подчёркивает всё, что ему выгодно. Но нет, обо всех своих стараниях Ева пишет походя, между делом. Поцелуи, печенье, самодельные книжки - на всё это нужно время, нужно вдохновение, нужны силы и желание. Равнодушная мать не стала бы делать книжки.
Да, её есть в чём обвинить, она не была безупречной - но она старалась, а её не услышали. И хотя именно ею были заработаны семейные деньги, разве хоть раз на протяжении всех пятисот страниц возникает ощущение, что она не, чтобы глава семьи, а вообще чего-то в этой семье стоит?! Когда ребёнок ещё даже не родился, ей запретили не то, что высказывать - даже чувствовать что-то такое, что не соответствует мечте и правильной семье.
И я прекрасно понимаю, зачем ей понадобился второй ребёнок! И то, как поступил с ней муж в этот момент, просто невыносимо отвратительно. Кевин будет ревновать и страдать - вот что волновало его. А мать должна утереться - ведь отныне и навсегда она только мать, она обязана любить, любить, любить, она не имеет права не любить, сожалеть, мечтать, быть такой, какой ей хочется быть.
Она должна была уйти. Она должна была уйти давно - или хотя бы сразу после рождения дочери, когда появилось доказательство, что это не она чудовище, это с ребёнком что-то не так. Уйти далеко, очень далеко. Женщина должна иметь право уйти из семьи, оставив ребёнка - тем более, что муж ведь был не против, чтобы сын остался с ним. В наше время ушедший из семьи отец - это обыденное явление, да, все осуждают злостных неплательщиков алиментов, вздыхают над проблемой "воскресных пап", но никому и в голову не придёт считать мужчину чудовищем, если он уходит из семьи и оставляет детей женщине. Если так поступит женщина, никто и не подумает об алиментах. Она в глазах окружающих станет чудовищем, даже если просто заикнётся о такой идее.
Это роман о домашнем насилии, о женском бесправии, которое продолжает существовать даже в самых развитых странах в XXI веке. Это роман о нелюбви в семье, о том, как красивые картинки подменяют собой настоящие чувства.
Мне хотелось бы верить, что Франклин успел перед смертью подумать обо всём, от чего он отмахивался все эти годы. Большинство жертв Кевина умерли от потери крови - долгой мучительной смертью. Не такой ли была судьба и его отца? Мне мстительно хочется думать, что у него было время разочароваться, раскаяться, прийти в ужас. Осознать, какую цену заплатила жена за его нелюбовь. Потому что сына он не любил тоже. Любовь не означает всепрощение. Может быть, если бы со стороны отца не было такого кошмарного попустительства, сама натура Кевина давно бы выправилась. По сути отец позволил ему издеваться над матерью, как издевался сам, прикрывая это красивой картинкой идеальной семьи.
Одно меня мучает. Этих книг - о массовых убийствах - становится больше, и кровавых подробностей в них немало. Но излишнее смакование насилия провоцирует новое насилие. Не станут ли подобные книги - эта или "Девятнадцать минут" - так сказать, пособием для тех, кто на грани? И что за идея про башни Торгового центра?! Это ведь совсем другая история... Или намёк на очередную теорию заговора?
1386