Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним9 июля 2014 г.Эта книга - нечто уникальное. Она составлена в форме записок, документов, отчётов, и кажется, будто всё это должно выглядеть разрозненным, бессмысленным ворохом бумаги. Но оно таковым не является, и в финале книги из исписанных множеством почерков листов вдруг складывается необыкновенное оригами, все нити повествования стягиваются в одну точку, мозаика собирается из разноцветных осколков.
В конце произведния герои снимают бумажные маски, перестают быть безликими. Для меня было неожиданно (хотя, думаю, у американских читателей такой ситуации произойти не могло), что Сэди Финч - это женщина. Нет, никакой интриги, связанной с её полом, в книге нет, но для меня, привыкшей видеть в бесстрастно сухих записках бесполую подпись "секретарь Сэди Финч", это оказалось открытием. Не знаю, может, это я невнимательная, но мне показалось, что Сэди Финч говорит о себе в женском роде только в финале. И это будто выхватывает её личность из темноты неопределённости на свет.
Ну, а искренние слова, обращённые к учительнице, проравшиеся сквозь рой канцеляризмов, звучат как-то по-особенному. В каждом "сухаре" и "канцелярской крысе" вдруг обнаруживается что-то человеческое.
Ученики сплетают свои послания из затейливых (и не очень) игр слов. Мне запомнилось, как "ваш враг" медленно превращался в "ваш рваг", а затем и в "ваш рдуг"... Слой за слоем с учеников слетает неприязнь, озлобленность, и это настоящая победа для учителя.
Что до бумажной волокиты, связанной с преподавательской деятельностью... Вот примерно эти слова я слышала от учительницы, хотя сказаны они были, разумеется, не всерьёз, а с горечью:
Надо бы отменить все уроки в школе: ученики отвлекают учителя от заполнения необходимых бумаг!Я знаю достаточно много книг про школу и про сильную духом учительницу, которая попыталась учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Эта, пожалуй, самая сильная и правдивая из них. И, в общем-то, мне когда-то казалось, что задача учителя - давать знания... Что проблема только в том, что мало таких учителей-героев, которые любят детей и свой труд.
А потом я стала думать по-другому. Нет. Суть учёбы в школе - совсем не в знаниях, а в социализации и адаптации к обществу. По тому, сколько студентов работает не по специальности, можно уже оценить практическую цену знаний. А государству иная и не нужна. Иными словами, необходимо поставить на тебе штамп, что ты "подогнан под формат", что ты умеешь слушаться начальства, даже если оно несправедливо, подстраиваться под обстоятельства и выучивать то, что велено, пусть ты и не понимаешь, зачем это нужно. Чтобы, если тебе скажут:
- Эта лестница ведёт вниз, - ты никогда не посмел бы пойти по ней наверх.
1531