Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Аноним8 июля 2014 г.Книга оставила очень неодназначное впечатление. Какие-то ее части и мысли довольно интересны, но в целое не складываются. Не вполне понятно, зачем она вообще написана. Книга оставляет больше вопросов, чем ответов, и вызывает много сомнений в правдоподобности.
Главные герои повторяют друг друга, но отличаются по возрасту и социальной принадлежности. Палома, двенадцатилетняя дочь богатых родителей, которая считает себя умнее других, хотя попросту более чувствительна и внимательна. Хотя местами в своем дневнике она перегибает палку и в ее речь закрадываются слова-мысли, совершенно нехарактерные для ребенка двенадцати лет, даже вундеркинда, суть автор передала очень верно. Пожалуй, только в подростковом возрасте можно так резко судить, так делить мир на черное и белое, с такой силой ненавидеть родных людей, подмечать все их мелочи и даже решить убить себя, потому что мир такой пустой и так невозможно на все это смотреть. А потом столь же резко поменять точку зрения. Представляю, какие неврозы ждут Палому в 16, 25 лет и т.д.
«Беда в том, что дети верят словам взрослых, а когда сами взрослеют, в отместку врут собственным детям. «Взрослые знают, в чем смысл жизни» — вот всемирное вранье, в которое все обязаны верить. А когда станешь взрослым и поймешь, что это неправда, уже поздно. Тайна так и остается неразгаданной, а энергии больше нет — вся она давно растрачена на глупейшие занятия. Чтобы было не так горько, приходится притворяться, делать вид, будто не видишь, что никакого смысла в твоей жизни не обнаружилось, и обманывать детей в надежде убедить самого себя».Рене работает консьержкой. У нее есть потенциал, чтобы чего-то добиться в жизни, но она не умеет и не хочет бороться, а потому играет ту роль, которую, по ее мнению, все от нее ждут. Конкретные причины, почему Рене прячется от мира и никого не пускает к себе, особенно богатых людей, выясняются только к концу книги (сомнительный ход). Однако если абстрагироваться от ее купания в жалости к себе, накопления негатива и претензий по отношению к окружающим, Рене — хороший пример того, как люди запирают себя внутри обстоятельств одной ситуации и не могут потом из нее выйти. Так, люди могут бросить какую-то профессию, убедив себя, что они абсолютно бездарны, женщина может все жизнь провести одна, заранее решив, что в ней нет ничего достойного, и т.д. Чудеса самовнушения. И ведь трудно их осуждать и даже пытаться встряхнуть, так как это уже неосознанное поведение, хождение по кругу. Пробиться сквозь броню таких людей очень сложно. Это вещи в себе, которых засасывает их же собственная ограниченность, те рамки, которые когда-то казались им необходимыми, а теперь — единственными.
«В ней есть элегантность ежика: снаружи сплошные колючки, не подступиться, но внутри... что-то подсказывает мне, что внутри ее отличает та же изысканная простота, какая присуща ежикам, зверькам апатичным - но только с виду, никого к себе не подпускающим и очень-очень славным».Все те негативные мысли, которыми наполнены героини, по сути являются защитной реакцией. Выглядеть хорошо на плохом фоне легко. Все меняется, когда Рене и Палома встречают пожилого японца, который, о чудо, видит их насквозь, становится их другом и не только. Мистер абстрактность. На них действует сила положительного примера, рамки начинают рассыпаться. Дальше книга превращается в историю немолодой Золушки, которую сбивает машина, потому что… автор так захотел. Нет, я не за обязательный happy end и т.д., но если уж убиваешь главную героиню, то можно хотя бы повести к этому и не нарушить логику всей книги. Монолог умирающей героини получился совершенно неубедительным. Катарсис не удался. Книга во многом подается как метания героев между смыслом и хаосом, но заканчивается все тем же хаосом. А ведь начало было довольно неплохим.
912