Рецензия на книгу
The Cruel Prince
Holly Black
D4rkR3p3r4 декабря 2023 г.Как будто бы неплохо.
В сущности, проблема тех, кто оценивает книги -- это они сами.
Каждая книга есть художественный мир. И как у каждого мира у него свои правила. Поэтому по ним нужно судить саму книгу.
А теперь к оценке.
Хотя вру. Сделаю важную помету, что прочитал одну книгу из трилогии.
А вот теперь точно к оценке.
Редко в руки мне попадает откровенная беллетристика, особенно в виде янг-адалта и фэнтези. Но даже в них я подмечаю достаточно интересные детали, которые и сам буду использовать. "Жестокий принц" исключением не стал.
Краткое введение -- есть героиня с именем Джуд Дуарте, была у нее семья в виде отца, матери и двух сестер, одна из которых Фейри (волшебная раса). И тут вдруг приходит бывший муж матери -- Мадок -- и убивает как и мать, так и отца. Он тоже фейри.
В итоге, этот жестокий Питер Пен берет ответственность за всех отпрысков и забирает их в волшебную страну Фейриленд. Вот там и начинается эта великая история о том, как человек будучи в низах (Я говорю про Джуд) достигает верховной власти.
Начну со спорных вещей, потому что они сразу бросаются в глаза. И самая главная из них -- это сухое повествование от первого лица. Я человек, который читал мало фэнтези, но предполагаю, что первое лицо для такого жанра -- вещь сложная. Автор может уйти в какой-то монструозный литРПГ: "В мире есть определенные правила, сейчас объясню..." -- и так страницы три. Это плохо. Откровенно плохо наряду с описаниями внешности через внешность.
Но Холли Блэк делает ход конем и... От лица героини мы вообще мало узнаем о мире. Почему Фейри не могут врать? Как работает механизм деторождения у них? Что это за "жидкая кровь"? Сколько вообще существует дворов? Скопления Фейри есть по всему миру кроме этого острова. Так как они живут? Я уж говорил, что не читал всю трилогию, но и не жду объяснений. Почему-то это работает. Наверное, потому что девушка юношеского возраста вряд ли будет знать все законы этого мира, а даже если и знает, то в ее повествовании это не главное. Хотя, в один раз это получилось плоховато. Да, Я про 6 главу, где описываются некие события, которые сделали Джуд. Странно, непонятно.
Сама Джуд. Кто-то говорит, что она Мери Сью, но... это не особо прослеживается. Да, она в таком юношеском возрасте, когда импульсивность так и плещет, когда эмоции нередко берут верх. И, кажется, вряд ли такая героиня может захватить власть. Но она расчётлива и холодна. И это воспитание Мадока. Джуд выросла в среде недоверчивых, страшных, жестоких существ. Так у нее ещё и родители умерли. Жила бы она с одними эмоциями, то ее бы уже давно убили таким образом. Да, эта условность в виде правильного места и времени может показаться плохой, но тогда нам нужно судить и Достоевского.
Да и не Мери Сью она, потому что за время, в которое прошли все события первой книги, она очень много потеряла, особенно остатки своей беззаботности.
Хотя, встаёт вопрос. Исходя из почерка героини, можно подумать, что она настоящий психопат. Но оказывается, что это просто юношеская жестокость, смешанная с беспристрастностью фейри. Это сильно сбило в начале. В начале даже были мысли, что авторша не справилась с тем, чтобы прописать ГГ.
Спорно и раскрытие персонажей. Вот Тарин -- вроде штрихами сделана, но уже возникает в голове некий архетип этакой жертвенной и внушаемой девы, которую задушила среда.
Но в тоже время есть Мадок. Сетую на то, что его раскроют дальше. Пока он выглядит как персонаж-функция, которая помогает скорее раскрыть Джуд (вспомните, как он дарил закат ей. Символично), чем что-то отдельное.
А есть и откровенные персонажи-функции. Ну поглядите на Даина. Это буквально какой-то видоизмененный миф про Кроноса и Зевса. А ещё он становится отправной точкой для изменений Джуд. Все.
Мне это не мешало, и я не считаю это прям страшным минусом, который делает книгу неживой. Откровенно говоря, Я бы, конечно, послушал про Даина или Валериана, но вот другие потомки царской крови не вызывают такого желания.
А теперь к плюсам.
Кардан. Отменный к концу книгу. Этакий дурак на троне. Карнавализация, как говорится, просачивается через него всего.
Сначала он кажется таким противным мальчиком-мажором, который из-за дурного воспитания стал таким противным, но потом все оказывается куда глубже -- это изгнанник не похуже самой Джуд. Ну особенна эта сцена с поркой. Неожиданно. Мы видим этакое беззащитное существо, которое на самом деле боится. Правда боится, если застать его врасплох.
А к концу он проявляет откровенные Дионисийские черты, из-за чего симпатия у меня к нему поднялась.
Ну и та сцена в конце, где он сидит на троне. Это стоит картины. Правда стоит. И название что-то вроде "Дурак на троне".
Любовь/ненависть. Скорее зачатки этой пометы, но приятные. Приятно поразило это письмо с именем Джуд, написанным раз тридцать. Эти откровенные желание, страх и ненависть в одном; и страсть, жестокость и доминирование с другой. Выглядит откровенно хорошо. Любимая помета, все что скажу.
Политические интриги. Они схематичны, да, но съедобные. Что стоит сцена с геноцидом всего королевского рода. Лично уже хочется становится историком, чтобы рассказывать об похождениях Хитроумной... Я имею ввиду Джуд Дуарте, да.
А что по минусам? Сложно сказать через день после прочтения, ведь хорошие эмоции ещё в силе. Ну, например, смерть Софи и превращение ее в живую утопленницу. Зачем? Ладно убийство родителей, ладно травля, это все хорошо прописано. Но почему смерть Софи на Джуд как-то... Совсем не повлияла.
Вот что прям вспоминается и режет глаз. Остальное, есть ощущение, что будет раскрыто дальше.
Вывод короткий. Читайте, свои задачи авторша вполне выполнила, а нравится или не нравится -- вопрос другой.Содержит спойлеры1101