Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним7 июля 2014 г.День за днем мы являемся свидетелями преступлений друг друга. Ты сегодня никого не убил? Но скольких ты оставил умирать?
К этому роману прекрасно подойдёт распространённая картинка: "ожидание/реальность". Ожидание: пронзительный роман о любви и море слёз. Реальность: тонкий психологический роман, драма с неожиданной концовкой. Макьюэн умница, Макьюэн молодец. Это не любовный роман, и даже не роман о войне, любовь и война всего лишь фон, дополнение для усиленения трагизма, вселенской несправедливости. Это роман о том, как мы зависимы друг от друга, как нашу жизнь может разрушить чьё-то одно неловкое движение, глупая фантазия, обостренное тщеславие. О том, как важно сказанное или несказанное вовремя слово, совершенный или несовершённый вовремя поступок.
На мой взгляд, Макьюэну в "Искуплении" удалось практически всё.
Больше всего, конечно, мне понравился стиль. Мне напомнил стиль английских классиков: текст плотный, тяжеловесный. Кто-то ругает автора за подробное описание деталей (вазы, бассейна, деревца?), но мне оно вовсе не помешало в процессе чтения, не выглядело навязчивым, лишним, наоборот, усиливало восприятие романа, помогало медленно втягиваться, погружаться в ожидание того, самого главного...Герои у Макьюэна получились тоже что надо! Он угадал и с количеством, и с характерами. Если часть посвящена войне, то там не будет миллион Джонов и Джорджей, которых автор ввёл для массовки (или по лишь ему известным причинам) и которых нам надо трудиться запоминать, если госпиталь - опять-таки лишь несколько персонажей, которые неизменно запомнятся читателю либо по животрепещущему моменту (например, эпизод с Люком Корне), либо по чётко обрисованному образу (сестра Драммонд). И невозможно остаться равнодушным ни к одному из героев.
Женские образы в романе сплошь отрицательные и вызывали у меня отторжение и негатив. Амёбная мамаша Эмилия, недалёкая Лола, мутная Сесилия и, разумеется, самый отвратительный персонаж романа - Брайони. Она раздражала меня с первых страниц, но когда дело дошло до её рокового поступка, я через каждые 2 страницы захлопывала книгу со словами:"Нет! Я не могу это читать!". Давненько герои не вызывали у меня таких сильных эмоций.Очень понравилась концовка. Не люблю хэппи-энды, и тут я его ожидала, но не тут-то было, и, честно говоря, не догадывалась, что к этому всё идёт.
Но вместе с тем, у мня сложилось впечатление, что роману (как и роману его героини Байони, по словам редактора) не хватает стержня, что ли. Вокруг которого можно было слепить то имеющееся, части романа выглядят несколько разрозненно. И, думается мне, Макьюэн чуть не дотянул, роман мог бы выйти гораздо лучше, нежели в итоге вышел.
А! И ещё! Что Макьюэну точно не удаётся, так это описывать любовные сцены, от фразы "и когда кончики их языков соприкоснулись" (наступил конец света! по крайней мере интонация готовит нас именно к этому!) - меня коробило, ну не тот у автора уровень, чтоб опускаться до подобного примитива.Главный вопрос романа: можно ли искупить свою вину? Мой ответ: нет. Пока, конечно, не изобретут машину времени. И Брайони её не искупила, на мой взгляд.
В общем, Макьюэну от меня "+", а вы...в общем, следите за собой, будьте осторожны. :)
575