Рецензия на книгу
The Man in the High Castle
Philip K. Dick
Аноним7 июля 2014 г.- А потом, разумеется, начинаются проблемы.
- Почему "разумеется"?
- Как почему? - пожал плечами Джо. - Человеческая природа. Природа государства. Власти. Подозрительность, боязнь, алчность.
"Человек в высоком замке" - это альтернативная история. Что было бы с нашей планетой и ее населением, если бы во Второй мировой победили Германия и Япония? У Филипа Дика картина получилась довольно безрадостная.
Европа, Африка и большая часть Азии отошла немцам, а Япония (Острова Родины, как поэтично называют ее герои романа) распространяет свое влияние по бывшей территории США и выжигает джунгли в Бразилии. Маньяки в Берлине составляют параноидальные планы: стерилизация всего русского населения после прекращения военных действий, уничтожение всей флоры африканского континента, в результате чего негритянское население должно вымереть, и тому подобное. Помимо этого, немцы возятся с запуском ракет в космос и выслеживают евреев по всей планете (не только в Европе - и в штате Нью-Йорк печи еще функционируют).Действие происходит в Америке, где полноправными хозяевами уже стали японцы со своими Промышленными миссиями.
Смешно, я чужак на земле, на которой родился. На земле, которую белые люди привели в порядок и возвели на ней один из красивейших городов мира. Чужак в собственном городе, в собственной стране.Белое население вынуждено угождать оккупантам и, более того, подстраиваться под их образ мыслей и правила приличного поведения, так непохожие на европейские и американские.
Не разговор, а сплошная двусмысленность... Видимо, непременное качество восточного- Словом, перейдя границы такта, я настоял, чтобы пришедшие выслушали меня со всем вниманием.
Чилдэну было отлично известно, что для любого японца, тем более - человека, занимающего известное положение в обществе, настаивать на собственном мнении в отношениях с другими людьми невозможно.Бывшие граждане США стараются соответствовать и не отличаться, что же им еще остается. Даже внешний вид модицифируют, чтобы быть более похожими на азиатов: темная кожа и волосы, узкие глаза. Но, несмотря на то, что японцы, по сравнению с жестокими немцами, видятся более приемлемыми в качестве "хозяев жизни", белые периодически и в восточных особенностях видят что-то дьявольское.
Они, японцы, и управляют так: в белых перчатках. С бесконечным терпением, коварством, искушенностью.
"Боже! Мы по сравнению с ними - варвары! - осознал Чилдэн. - Какие бомбы можно противопоставить этому? Он не стал утверждать, что наше искусство ничего не стоит. Нет, он сделал так, чтобы я сам ему это сказал. А теперь, оказывается, ему еще и досадно. Глубокая печаль культурного человека, узнавшего обо мне правду".
"Он меня сломал. Он унизил мою расу. И я ничего не могу поделать. Как ему отомстишь? Мы побеждены, разбиты. И все наши поражения похожи на это - нас побеждали так тонко, так искусно, что мы едва это замечали".Но владычество Японии еще не так страшно. Более всего Филип Дик устами героев своей книги обличает действия немецких фашистов и их безумную идеологию, пытается как-то проанализировать то, что может быть в голове у фанатиков во главе Рейха:
Германское государство напоминает собой больного, является искаженной формой жизни. Несет ужас всему естественному. Совокупность бессмыслиц, которую представить себе нельзя.
Или все это сходство просто от мира, в котором к власти пришли безумцы? Но что означает само это слово "безумие"?
Нечто, что они осуществляют, нечто, составляющей чего являются сами. Их самоуглубленность, полное игнорирование остальных. Те разрушения, которые они производят. Намеренная жестокость - да, конечно. Но даже не в этом дело. Они игнорируют реальность? Да, несомненно. Но дело в большем, в их планах Захваты, овладения... Что-то бешеное и безумное, как все их захваты Азии, Африки, Европы.
Вот их взгляд на мир - совершенно космический. для них нет ни человека, ни ребенка, существуют лишь абстракции - Народ, Страна, Земля, Кровь. Volk, Land, Erd, Blut. Для них нет добрых людей, есть лишь Добро как таковое. Die Gute - а не вот именно этот хороший человек. Для них реальна лишь абстракция, реальность им не видна. Они смотрят сквозь нее, вглядываясь в какую-то черную пустоту, желая найти там вечность и неизменяемость, и это слишком опасно для самой жизни.
Пойми, все эти империи, выстроенные на золоте, они давно прогнили. И Британия, и Франция, и Америка, хотя та, конечно, просто сборище сукиных сынов, никакая не империя. Души у них всех нет. Потому и будущего у них не было. Нет роста. ... Вот реальная причина войны: старое желает уничтожить ростки нового. Деньги - вот потому-то наци совершенно зря припутали сюда еще и еврейский вопрос, - деньги против коллективного духа масс. ... Зверства нацистов - это трагедия. Но за перемены всегда платит проигравший. Ничего в этом нет нового. Точно так же было и с французской революцией, точно так же, когда Кромвель выступил против ирландцев. Вот только у немцев в крови слишком много философии и слишком много театральности в характере. Все эти из шествия...
Они хотят стать сообщниками Истории, а не ее жертвами. Они сравнивают себя с Божьей силой и решают, что они ею и являются. Богоподобны сами. Вот в чем корень их безумия. Это не высокомерие даже, не гордыня. Это болезнь.Рейх изображен как страшная угроза всему человечеству.
В целом же прогноз крайне мрачен. Высокопоставленные наци не собираются и думать о надвигающемся экономическом крахе. Вместо этого они вовлекают в себя во все большее количество новых авантюр, связанных с демонстрацией грубой силы, со все меньшей предсказуемостью последствий.
И громадная часть планеты окажется уничтоженной - ради того только, чтобы удовлетворить мечты дегенератов.
Судя по всему, наци идут к тому, чтобы уничтожить вообще всю планету. Оставить после себя стерильный камень без малейшей органической грязи. Что же, они смогут - водородная бомба у них есть, а их взгляд на мир не просто подготавливает, а наталкивает-таки на осуществление следующей операции: "Гибель богов". Что им стоит произвести всеобщее уничтожение ради того только, чтобы почувствовать себя этими самыми богами?
Что останется после них? После затяжного безумия? Наступит ли конец всякой жизни?Но Америка, благо, от Европы далеко, и здесь у героев появляется некоторая свобода действий - японское правительство более гуманно и лояльно. Это порождает, конечно же, огромное количество интриг и шпионских игр. Люди пытаются действовать сообразно своим представлениям о приемлемом и неприемлемом, при этом стараясь и заботиться о собственной безопасности. Но трудно даже просто разобраться, что хорошо, а что плохо в окружающем их странном мире.
Я не могу разрешить этой дилеммы, а этим людям приходится действовать в условиях полнейшей моральной двусмысленности. Как разглядеть верный путь? Его нет. Сплошное болото, по- Мы ведь живем словно в потемках, - сказал он. - Ты чувствуешь? Нет на свете ничего истинного, ничего надежного.
Среди героев "Человека в высоком замке" есть как власть предержащие и сотрудники спецслужб, так и совершенно обычные люди - работяги, торговцы, инструкторы по борьбе. Есть как мужчины, так и женщины. От этого повествование приобретает дополнительную живость - описываются не только интриги в высших кругах, но и обычная жизнь людей, которым довелось родиться в эти времена. У Филипа Дика люди частенько бывают грубыми - видимо, это тоже фишка, это наблюдение касается всех произведений писателя - но эти герои совершенно настоящие. Помимо того, что Дик - замечательный фантаст (в плане продумывания различных воображаемых ситуаций и миров), он еще и прекрасный психолог, талантливо рисующий на страницах своих произведений живых до последней черточки внешнего вида и характера людей. Роберт Чилдэн, Тагоми, чета Казуора, Джулиана и Фрэнк Фринк, Джо - про каждого из героев читать интересно, никто из них не присутствует "в фоновом режиме", "просто чтобы был". Герои оживают и живут - часто бесцельно, но уж точно не искусственно. Просто они такие:
Она делает то, что для нее естественно, то, что выражает ее сущность. Она совершенно не намеревалась появиться здесь, чтобы принести этим какой-то вред. Да и вообще, она появилась просто потому, что появилась. Это случилась с нею, с нами. Точно так же, как случается именно такая погода.А вообще, я была удивлена, увидев книгу Филипа Дика в подборке "Посмодернизм". Читала Википедию.. ну, пожалуй, кое-что (в цитате внизу выписала это "кое-что") в описании действительно соответствует этой книге:
Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), ...
Постмодернизм в литературе с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора.967