Рецензия на книгу
Homo ludens. Человек играющий
Йохан Хёйзинга
Аноним6 июля 2014 г.Люди столетиями играют в игры, учат этому детей и передают игровые правила, процедуры и игрушки «по наследству» от поколения к поколению. Среди разнообразных культурных артефактов игра, наверное, занимает одно из первых мест, потому что отвечает фундаментальным человеческим потребностям – в свободе, в трансформации, в развитии, в соревновательности, в испытании судьбы и случая. Эта книга рассказывает о том, зачем людям нужна игра, как она появилась, какие формы принимала, как развивалась, трансформировалась и универсализировалась в разных культурах в разные исторические эпохи.
С точки зрения Й.Хёйзинги, почти все современные культурные феномены (миф, культ, театр, танец, наука и всё остальное) имеют игровую природу, которая сохраняется по сей день и обнаруживает себя в лицедействе, маскарадности, карнавальности, ритуальности многих человеческих действий. Достаточно вспомнить судей в их париках и мантиях, военачальников, двигающих по карте красные флажки, театрализованные диспуты политиков, ученые споры…
В каждой главе книги («Игра и правосудие», «Игра и ратное дело», «Игра и поэзия», «Игра и мудрствование» и др.) тезис об универсальной природе игрового поведения аргументирован на материале разных социальных практик. Проведя объёмную исследовательскую работу, Й.Хёйзинга приходит к выводу, что без игрового поведения культура вообще невозможна, сама игра есть базовая категория человеческого существования. Й.Хёйзинга ничему не противопоставляет игру и ни с чем её не сравнивает, она является для него одновременно и витальным и экзистенциальным феноменом.
Так чем же так привлекательна игра? Тем, что она порождает воображение. Тем, что в ней нет принуждения, она – форма абсолютно свободного действования. Тем, что игра делает переносимой самую суровую повседневность. Тем, что её мотив и результат не совпадают. Тем, что игра ничего не меняет в реальности. Тем, что она ориентирована больше на процесс, чем на результат. Тем, что в ней есть правила, которые нарушать нельзя, но которые действуют только в её собственном пространстве. Тем, что она каждому даёт почувствовать, что «мир театр, а люди в нём - актёры». Тем, что в ней можно испытать соревнование, победу, триумф, но также и поражение и неудачу. Тем, что она создаёт возможность пережить разнообразные эмоции и тем самым в «ином бытии» подготовиться к жизни в этом. Тем, что она позволяет моделировать какие угодно ситуации сколько угодно раз. В ней можно тысячу раз любить, умирать, собираться в военные походы, покорять Северный полюс и… оставаться самим собой!
211,6K