Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним5 июля 2014 г.Это первое произведение Э.М.Ремарка, с которым я ознакомилась.
Все начинается с того, что читатель попадает в санаторий где-то далеко в горах. Главный герой - Клерфэ едет посещать своего друга, болеющего туберкулезом. Там же, он встречает девушку Лилиан, страдающую той же самой болезнью, с которой и проводит все время своего пребывания там. С каждым днем его все больше удивляет то, как настроены жители этого санатория. Каждый относится к своей жизни, как к чему-то хрупкому и божественному, несет ее как фарфоровую чашу в руках, боясь того, что она внезапно может упасть.
Затем, после того, как Клерфэ решает уехать, Лилиан, окрыленная мечтами покинуть этот скучный и полный однообразия санаторий, принимает решение ехать с ним. Она собирается скоро проститься с Клерфэ, однако юноша в свою очередь влюбляется в девушку и не хочет с ней расставаться. Вскоре и Лилиан понимает, что у нее есть чувства к Клерфэ, и поэтому, по собственной воле, они вместе едут на гонки мужчины.
С каждым днем Клерфэ все явственнее понимает чистоту своих чувств, в то время как Лилиан наоборот быстро от них устает. Она решает уйти от Клерфэ после гонок в Брешии. Девушка решила просто уехать,не предупредив никого, после окончания соревнований: раз и навсегда, не взирая на чувства к Клерфэ, от которых уже мало что осталось. Однако, именно здесь случается непоправимое: Клерфэ разбивается насмерть на гонках...
Меня поразило то, какое отношение было у Лилиан к Клерфэ после его смерти. Любая любящая женщина сломалась бы морально, психологически после такого происшествия. Она долгое время находилась бы, как в ступоре, не могла бы ничего сказать, а Лилиан делала все так, будто ей было все равно, кто такой Клерфэ. Ей стало неважно, откуда она его знает. В Лилиан нет милосердия, хоть она и считает, что жизнь - это дар, и что ее нужно хранить, как кубок, а может и как любой другой важный предмет.
Как же все-таки это странно. Человек живет, не думая о том, что в любую секунду его может не стать. Он живет настоящим, строит планы на счастливое будущее. В нашем случае Клерфэ: он думал о девушке, которую полюбил всем сердцем так, что уже не хотел никого кроме нее. Он хотел ЕЕ, он жил ЕЙ, он любил ЕЕ. А она просто уехала вместе с Борисом обратно в санаторий, где прожила еще шесть месяцев, как будто и не было того самого Клерфэ, который так кардинально поменял ее жизнь в лучшую сторону, а может, все было иначе?310