Рецензия на книгу
Абсолютные Новички
Колин МакИннес
therisefall30 ноября 2023 г.Большие надежды.
Вот всегда, когда вижу много рецензий с плохими оценками, хочется мне взять и оправдать книгу, найдя в ней нечто гениальное. Часто для этого не требуется прилагать особых усилий: яркая и уникальная идея бросается в глаза и ослепляет, заставляя внимание рассеиваться и не останавливаться на таких мелочах, как шероховатости исполнения. Или такой яркой вспышкой может стать стиль. Или харизма главного героя. С недавних пор я научилась рассматривать контекст написания книги и то, какие жизненные установки имел автор на определенном этапе своего пути. Новыми красками играет Лондон, Мелвилл, Оруэлл... Попробуем это сделать и в этом случае.
Контекст.
О Колине МакИннесе информации в русскоязычных источниках не так чтобы очень много. Британский автор, не самый известный российскому читателю, не одариваемый переводами, судя по его библиографии на Лайвлибе. «Абсолютные новички» известен в первую очередь проходным фильмом, привлекающим к себе внимание исключительно Дэвидом Боуи, сыгравшим одну из ролей и исполнившим саундтрек с одноименным названием. Причина такого пренебрежения МакИннесом в русскоязычном издательском деле крайне проста: совершенно нехарактерные для российского читателя проблемы и непонимание контекста. Избалованный русской литературой, читатель ждёт глубокого анализа, проблем и страданий, в крайнем случае яркого и беспощадного бунта. Поэтому те же битники (с которыми у МакИннеса, к слову, много общего) известны нам намного лучше.
Нашему вниманию представляется Англия середины XX века. Война, доставившая Туманному Альбиону пусть и меньше проблем, чем материковой части Европы, но все равно изрядно прошедшаяся по силам Соединенного королевства, постепенно начала забываться. Выросло новое поколение, сознательный возраст которых не пришёлся на военные годы, не заставшее жесткую экономию 1940-х, но уловившее процветание 1950-х. Дух свободы, витающий в воздухе, становящиеся свободными бывшие британские колонии, огромное количество эмигрантов – все это не могло не сказаться на написанных в это время произведениях.
МакИннес максимально уловил этот запах свободы. В 1991 году он будет smells like teen spirit, ну а в 1950-х он ярко проявляется в культуре модов. Сопровождает этот запах свободы и абсолютная незамутненность сознания, и поверхностное отношение к жизни, достаточно ярко показанное в книге многими моментами. Молодежь живет, она не задумывается, что происходит вокруг, она искренне верит во все хорошее и закрывает глаза на то плохое, что происходит. Молодежь не приемлет социальное и расовое неравенство, болезни, притеснение и угнетение, но не знает, что со всем этим делать да и не особо задумывается над причинами всего этого. Молодежь стремится просто жить.
Стиль.
Стиль повествования максимально поддерживает контекст, в котором происходят события и в котором была написана сама книга. Напоминает мне он, конечно, небезызвестный «Заводной апельсин» Бёрджесса и обилием сленга, и повествованием от первого лица, и странноватыми диалогами, характерными, видимо,для эпохи, потому что – ну господи, кто так разговаривает вообще?
Описание окружающего мира такое же поверхностное, как и все в этой книге: подростки, о которых пишет автор, вообще не особо зацикливаются на окружении, предпочитая просто жить и впитывать, как губки, жизнь, бьющую вокруг них ключом. Книга полна редких ярких пятен, которые ты увлеченно исследуешь, но, в основном, больше похожа на конфетти: тут блестка, там блестка – а в целом, среди этих блесток не видно ничего стоящего.
Идея.
А вот и основная проблема и одновременно основная жемчужина данной книги. Потому что идеи как таковой тут нет. Ну какая может быть идея у восемнадцатилетних подростков, только входящих в жизнь и чувствующих её биение во всех сферах? И это то основное, что отличает эту книгу от написанного буквально спустя пару лет шедевра Бёрджесса, кроме стиля несущего с собой ещё огромную социальную проблему, с которой столкнулось общество молодых людей, этого периода: желание исправительной системы войти во все сферы жизни и подчинить и ум, и тело, и душу человека. В «Абсолютных новичках» нет, казалось бы, ничего. За ярким и самобытным стилем скрывается удивительная пустота. Темы расизма, социального неравенства, притеснения, конфликта поколений разобраны поверхностно, но, как говорил Фрай, «в море есть остров, на острове — гора, на горе — дуб, на дубу сидит свинья, в свинячьих потрохах — утка, в утке — яйцо, в яйце — микроб, у микроба под язычком — шкатулка, а в шкатулке — САМОЕ ДЕЛО. Так вот, на САМОМ ДЕЛЕ все не так, конечно». Все проблемы, рассмотренные тут, точно так же копились в обществе постепенно, молодое поколение точно так же не обращало внимание на все, выходящее за пределы понятного и простого мира: итальянские шмотки, крутые мотоциклы, рок-н-ролл и джаз. Глазами ребенка-рассказчика мы видим то, что в итоге выльется в студенческие протесты и расцвет национальных движений. Ни одна тема автором не рассмотрена с должным вниманием, что заставляет читателя разочарованно вздохнуть и идти искать смысл дальше.
Герои.
Главный герой – безымянный рассказчик, в отличие от фильма, где его нарекли по имени автора – Колином. Фотограф-фрилансер – что может больше символизировать дух молодежной свободы? Он же – единственный по-настоящему проработанный персонаж. Пытаюсь связать это с тем, что эгоцентричность подростка просто не может уделить достаточно внимания окружению. Сюзетт – его любовь, сексуально несдержанная по отношению к чернокожим мужчинам и планирующая выйти замуж по расчёту за гея-начальника. Манни (какой же всратый перевод мне попался, ну Мэнни же) поэт, которым восхищается главный герой. Уизард (какого хрена?.....), сутенер-расист с явными признаками социопатии. Все персонажи яркие обертки, восхитительно харАктерные своими особенностями-«изюминками» и...невероятно пустые. Ты не веришь ни в кого, кроме рассказчика, который эгоистичен настолько, что просто не рассматривает читателю никого, кроме себя.
Резюме.
В какой-то момент в книге главный герой иронично заявляет, что его имя Дэвид Коперфильд. Иронично, что я ощутила связь этой книги с другим произведением Диккенса, вынесенным в название рецензии – «Большие надежды». Пожалуй, если бы Диккенс жил в 1950-х в Англии, свой шедевр он бы написал именно в таком стиле. Эта книга, действительно, о «Больших надеждах» всех его героев. О том, как тебе открыты двери мира, ты хочешь чего-то большего, чем есть у тебя, твои розовые очки, несмотря на все удары, уже растрескались, но ещё не разбились стеклами вовнутрь. Я бы очень солидаризировалась с героями, будь мне те же 16-19 лет, но, увы, я взрослая тетя, набившая себе тумаков, совершенно не способная вернуться в это незамутненное состояние.
Какую оценку я поставила бы книге? А никакую. Нет её, оценки. Смысл оценивать то, чем ты все равно не сможешь проникнуться в нужной мере?
20145