Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Djetty4 июля 2014 г.

    Столько мыслей вызвала эта книга. Кажется, прошла уже неделя, как я перевернула последнюю страницу, а до сих пор не могу уложить впечатления и эмоции.

    Юной, неискушенной душе всегда нужен наставник. Учитель, мудрый и опытный, который научит её лететь и лететь ровно, без кривляний, без отчаянных падений, которые маскируют под будто бы намеренным пикированием, без ужимок и увёртываний. Лететь прямо, смело, высоко. Этот учитель своим примером – поступками или словами – научит честно жить и думать, может научить мечтать и бороться, верить и любить.

    С удовольствием и интересом прочитала эту книгу о школе, об Учителе и его главной награде – благодарности и любви учеников.

    Меня очень заинтересовала форма произведения – роман в документах, что несмотря на кажущуюся обрывочность, придает ему динамичность. Единая картина, как мозаика, собирается из записок, писем, школьных сочинений, постановлений руководства. Если бы я просто пролистала книгу, наверно, я и не взялась бы ее читать. Если бы не флэшмоб…

    И среди этой кучи корреспонденции, бумажек, записок еще и сюжет обнаруживается, да еще какой! Молоденькая учительница, мисс Баррет, которую могло ждать блестящее научное будущее, пришла работать в обычную среднюю школу. Она, вопреки всем обстоятельствам, пытается пробиться к сердцам своих «особо отстающих», понять их, поддержать (окончание записки одного из учеников «Если бы я мог вам верить»), научить мыслить, подарить веру в себя.

    Проблемы в этой школе такие же, что и везде (и у нас): непонимание, бюрократизм, стереотипы, программы, составленные без учета степени развития учеников. И еще много всего. Учителя ставят себя выше учеников, ценят в них лишь послушание, а иногда запрещают даже иметь собственное мнение. И когда начинаешь видеть это, на первый взгляд забавный роман начинает пугать.

    Проблема бюрократизма подчеркнута хаосом канцелярщины, навалившейся на мисс Баррет: корреспонденция между учителями, ненужные, нелепые, противоречивые, порой просто безграмотные директивы, формуляры, рапортички.

    Хочется закричать: а когда учить? Общаться с детьми? Сесть и поговорить о жизни в школе и особенно вне ее, интересах, планах, мечтах, как разговаривали с нами наши классные учителя, просили совета, рассказывали о предпринятом недавно походе или своих трудностях с той же кипой бумажек, которые надо заполнять.


    «…карточки посещения, разрешения на отсутствие, программные карточки (по алфавиту), разрешения на выход (синие), письма родителям № 1 (желтые), письма родителям № 2 (розовые), карточки дополнительных занятий, разрешения на обед…».

    Автор сознательно утрирует, доводя порой до абсурда:


    "Задержан мною за нарушение правил: шёл вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью".

    Из такого замечания родилось название книги. Парадокс, казалось бы. Ведь лестницы всегда ведут в обе стороны, и куда по ним идти, выбирать самим. Но такая система образования толкает вниз, а учитель и ученики всё же пытаются взобраться вверх.

    Начинается и завершается книга одинаково. Сумбурное начало семестра, реплики с места, перекличка в классе. Круг замкнулся. Всё с начала:


    «Сам не заметишь, скоро
    ты их проводишь в путь.
    В дремлющей тихой школе,
    Может, взгрустнёшь чуть-чуть.
    Но оглянись украдкой - чей там к стеклу прирос
    Плотно прижатый, чуть конопатый
    Новый курносый нос?
    Новый курносый нос».

    (К слову, эта песня в исполнении Эдуарда Хиля в голове крутилась во всё время чтения. И еще постоянно вспоминалась своя школа. Рай, рай, рай. Куда приятно вернуться сейчас, спустя годы, где хочется, пусть ненадолго, укрыться от внешнего мира, поговорить с учителями, в памяти оставшимися прежними, увидеть в их глазах радость, смешанную с грустью, и гордость за нас, своих питомцев, дать им на проверку наши тетради побед и ошибок…).

    Флэшмоб 2014. 6/15.

    67
    683