Рецензия на книгу
Мария Стюарт
Стефан Цвейг
Аноним3 июля 2014 г."В моём конце моё начало"
Ещё в школе , прослушав, затаив дыхание, урок-легенду о Великих, мне хотелось уяснить для себя загадку отношений Марии Стюарт и Елизаветы. Странно выглядела ещё боязнь повидать "возлюбленную сестрицу" хоть раз на своём веку, эта постоянная схватка врагов, достойных друг друга. И вот, я, наконец, прочла это последовательное, стройное, воистину изящное пояснение. Два Величества, одинаково могущественных в своей непоколебимой вере в собственную богоизбранность. Мария Стюарт - олицетворение головокружительного успеха, дающегося свыше, за который однако приходится платить по счетам. Смерть стала ещё верной спутницей, а затем вступила в заговор с Королевой четырёх стран, титулованной, но не владеющей ситуацией, предающейся страстям. В то же время Стюарт стала символом патологической непоследовательности, жар и буйство радости сменялись апатией или же впадением в иную крайность - заламыванием рук. Казалось, весь мир был у ещё ног, она же - у ног мужчины. Не от того ли она стала "заклятой подругой", смертельной соперницей Елизаветы? Ибо являла жизнь недостижимую для "всея Великобритании", будучи матерью, пользуясь своим очарованием и став желанной для многих мужчин противовес девственнице - королеве. Две сильные женщины, играючи в бадминтон со смертью, также были воплощением воинствующих миров на поле духовном. Ненависть могла разрешиться лишь упокоением одной из них в могиле. Столь страстная, влекущая натура - Королёва Шотландская удерживала в руках нити жизней многих славных и бесславных людей, но не властвовала над собой. Прожив полную противоречий жизнь, она столь изысканно увенчала ее достойной смертью. Так почему же Елизавета боролась аж четверть века со вносящей смуту соперницей, если могла стереть ещё из памяти людей одним движением? К чему улещала полными любви и , казалось, искренности исповедующегося, письмами? С кем она вела борьбу? Не с собой ли?
Исторический роман, преисполненный дыханием жизни. Полное отсутствие трафаретности образов, живость, сквозь которую ощущается боль, видна вся неприкрытость человеческой души. Проза чуть подернутая горечью, но в то же время звучащая одной истинной силы духа.
337