Рецензия на книгу
Портрет Оливии
Ольга Давлетбаева
Аноним27 ноября 2023 г.И пока звучит твоя музыка и существуют мои картины, ты рядом. Ты рядом со мной, Оливия
_________________
Есть встречи, которые переворачивают мир. Как столкновение кометы с небесным телом может заставить сменить свою орбиту. Так и встреча с Оливией повлияла на меня, столкнув с того направления, по которому я стремительно нёсся и наверняка в итоге опустился бы на самое дно.
_______________Эта книга для меня пример того, как правильно писать детективы с любовными линиями о подростках так, чтобы это не было ни предсказуемо, ни наивно, ни глупо, ни ванильно. Несмотря на то, что события происходят в современности, читая книгу, я всё думала, что смотрю старый кинофильм на плёнке, которую до меня уже пересмотрели много раз. Плёнка желтоватая, крутится медленно, со щелчками, и экран проектора мигает, повествуя трагичную, трогательную, до боли пронзительную историю молодых людей.
Книга написана очень простым языком, но при том, как часто бывает в произведениях с музыкальным подтекстом, складывается не только визуальный ряд, но и его музыкальное сопровождение, звуки, а иногда и запахи. Несмотря на то, что основную часть истории мы наблюдаем за развитием отношений подростков, между строк мы видим и читаем намного больше, хотя ещё не знаем, к чему всё это ведёт.
Представьте себе старые кинохроники, только записанные в нашем времени, которые озвучены гениальным оркестром или, по крайней мере, музыкальной группой, предпочитающей классику. Вот киноплёнка сдвигается в сторону и начинают звучать минорные аккорды, аккорды, едва затрагивающие клавиши, невесомые и печальные. Затем в игру вступает скрипка. Фортепиано смолкает, позволяя ей начать незамысловатую игривую и даже, возможно, дерзкую мелодию, которая по мере развития сюжета становится всё более тревожной. Напряжение нарастает и нарастает, смычок летает над скрипкой, и тут минорными аккордами возвращается фортепиано, перехватывает инициативу, звучит надрывно, тревожно и лишь раз уходит вверх, в тихие изящные трели, которые вскоре снова сменяются минорными аккордами. Которые становятся всё громче, всё ниже и, наконец, на последнем крещендо, прозвучав громовым раскатом, смолкают. Какое-то время стоит оглушительная тишина, и снова появляется скрипка. Не тревожная и не тихая, она скорбно и тоскливо стонет, звуки её то плачут, то мечутся, словно пытаются вырваться, выйти на мажор хоть на мгновение, но не могут. Больше не могут. Скрипка доходит до предела, но в отличие от фортепиано, не обрывается на крещендо, а идёт дальше и постепенно сходит на нет, а затем, смолкает окончательно.
Вот так я увидела эту историю. Потрясающий, пронзительный, так просто и глубоко написанный детектив. О нежности и утрате, об ошибках и глупости, о жадности, слепой любви, о любви безвыходной и о любви жертвенной, а ещё о той, которая не закончится никогда.
Я даже не стану судить книгу и придираться к деталям. Критиковать книгу, вызвавшую катарсис (а он был, я ревела, хотя знала. предчувствовала, что так и будет) в финале очень сложно, и поскольку, я на эмоциях, я и не стану этого делать. Только скажу, что читать её нужно тем, кто любит детективы, кто ждёт захватывающий сюжет с нарастающей интригой и тревожностью, тем, кто любит серьёзные книги. Не стоит пугаться того, что речь идёт о подростках и о закрытой школе – это совсем не наивная история, и её стоит прочитать.
_____________
И пока звучит твоя музыка и существуют мои картины, ты рядом. Ты рядом со мной, Оливия.
_______________1270