Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2014 г.

    Это не совсем рецензия. Здесь просто мое сугубо личное мнение о Клоде Фролло.


    На иллюстрации:


    Вдруг над головой Феба она увидела другую голову, бледное, зеленоватое, искаженное лицо с адской мукой во взоре, а близ этого лица - руку, занесшую кинжал.

    Еще до того, как я прочитала книгу, я видела достаточно лестных отзывов об этом персонаже, многие называли его своим любимым героем, и мне было интересно, что ж там такого-то? Я знала, что он священник, влюблен в цыганку. Это, конечно, было интересно. И вот мне представился случай самой составить о нем мнение. И что же? Это какой-то кошмар. Фролло сам воплощение какого-то ужаса, кошмара, попросту ада, который он носил в себе. С первого упоминания о нем у меня сложилось положительное впечатление. Проявил милосердие к своему маленькому братцу-сиротке, подобрал уродца, несмотря на упреки народа. К тому же он был ученый, читал множество книг, упорно занимался самообразованием и интересовался почти всем, что его окружало. Уж это моя маленькая слабость к умным людям. Сама-то я умом не вышла, поэтому «начинающие гении» всегда вызывали во мне интерес. Все это и повернуло меня в его сторону. Так было до тех пор (а это было совсем не долго), пока не началось взаимодействие Фролло-Эсмеральда. Тут, конечно, вылезла из него вся грязь. На самом деле, у меня в голове никак не укладывается, как в душе у человека может разыгрываться такая буря страстей? Серьезно, мне кажется, что это даже почти невозможно. Как страстно можно желать человека, чтобы чуть не грызть дерево, искромсать свое тело, как это сделал Клод кинжалом со своей грудью. Я не понимаю вообще. Может дело в том, что я еще не достаточно созрела для таких страстей, да еще и не мужчина к тому же. Я могу объяснить поведение священника не иначе как просто помешательством, сумасшествием, которое могло произойти по разного рода причинам. Прежде всего, проблема была в борьбе внутри самого Клода. Пастырь, который всю жизнь, так сказать, умерщвлял свою плоть, был девственником, столкнулся с нечто прекрасным и пленившим его. Разгорается пламя, буря. В общем, ужас, дикий ужас. То, чего хотел Фролло, было запретным для него, к тому же он еще больше сходил с ума от того, что цыганка отвергала его. Нет, серьезно, я сейчас пишу это и думаю, какое же это бешенство. Он кричал Эсмеральде, что любит ее, хотя это абсолютная не правда, потому что, что только он не испытывал к ней, но только не любовь. Он и желал ее и ненавидел. Она была виновной во всех его бедах, как думал он. Хотя на самом деле именно он был виновником всех бед. Когда Эсмеральду обвинили в нападении на Феба, Фролло стоял в зале суда и утверждал, что мучился, что страдал. Но если он ее любил, разве бы он не захотел ее спасти и признаться в том, что это именно он совершил, что цыганка невиновна! Да любящее сердце взяло бы на себя вину любимого им человека, чтобы покрыть, чтобы спасти его! А тут, этот коршун, эта летучая мышь, монах-приведение стоит и смотрит, как судят женщину, которую он ТАК «любит» за то, что совершил он. Вот оно, истинное доказательство его отношения к ней. Она никому не должна принадлежать, если не выбирает его. Либо он, либо виселица. Какой же он омерзительный. Но если откинуть сейчас мои негативные эмоции и попытаться рассуждать здраво, то, конечно, тут все не так просто. В принципе, сердце Клода не было создано таким. До встречи с Эсмеральдой он проявлял чувства братской любви, милосердия к горбуну, но все это ушло. Все это было раздавлено той раскаленной лавой, которая поселилась у него в груди. Случился тот самый «рок», который был выскоблен на стене Собора.

    Я все думала, что он либо утопиться, либо повеситься, но не произошло ни того, ни другого. Но смерть его была очень символичной. Я очень отчетливо представила себе это висение на Соборе и последующее падение. Другого исхода для архидьякона, увы, быть не могло.

    25
    424