Рецензия на книгу
История про Льва
Микита Франко
Аноним24 ноября 2023 г.«Это гениальная книга по версии меня самого», - написал Микита Франко.
«Если когда-нибудь доберусь до его закрытого телеграм-канала, это будет первое, что начну читать», - подумала я.
То, как я попала в его писательскую мастерскую, вообще отдельная история. У меня не было ни русской, ни казахстанской банковской карты, ни PayPal. Можно было бы попытаться найти какого-нибудь земляка с российской картой, деликатно объяснить ситуацию и заплатить наличкой. Но таких в моем окружении тоже не было.
Я уже готова была развести руками, как вдруг в день очень важного экзамена (от которого в буквальном смысле зависит будущее) рано утром на телефон приходит фотография с оплаченным чеком. Родственники из России подарили подписку на канал Микиты! Причем именно в такой важный день, чтобы с самого утра поднять мне боевой дух. На экзамен я шла с настроением: «Быстро несите мне ваши варианты, сейчас я здесь всех порву!». А когда все кончилось, сразу же погрузилась в чтение с головой. И начать решила конечно же с нашумевшего «Льва».
Невозможно стоять в стороне, когда вокруг истории начинается такой ажиотаж, на волне которого мои ожидания подскочили настолько, что, казалось, вот-вот пробьют потолок. Когда рукопись наконец перекочевала из телеграм-канала в электронную книгу (так гораздо удобнее), я с жадностью начала ее «проглатывать». Думала, будет как со всеми остальными произведениями автора: прочтение за один день и приятное послевкусие с оттенками ностальгии по Родине. Но нет. С огромным сожалением пришлось признаться самой себе, что это первая книга Микиты, которая мне… понравилась, но не очень, вызвав крайне неоднозначные чувства и полный сумбур в голове.
Начнем с хорошего. Слог автора узнаваем и легок, в первой части книги есть сюжет и иногда встречаются особенно удачные главы ударяющие в голову не хуже алкогольных напитков. Гаражи, скинхеды, раздолбанные общаги, грубость и хамство. Реалии как будто с другой планеты, но когда-то я жила на этой планете и все еще немного их помню. В какой-то момент возникло ощущение, что я сижу с этой книжкой у бабушки на залитой солнцем кухне, а впереди все лето и только что начались каникулы.
Но во второй части истории автора как будто подменили. Сюжет почти пропал, сузившись по размеров одной квартиры, а любимых героев стало как будто бы… слишком много. Настолько много, чтобы в какой-то момент захотелось отложить книгу с мыслью: «Слишком хорошо тоже нехорошо». На последних главах в голове вертелось: «Ну все, вы двое уже достали. Скоро там финал или нет?».
Примерно те же ощущения были во время прочтения «Воображаемого друга» Стивена Чбоски. Первая часть — огонь, а вторую можно было бы сократить как минимум на треть.
На мой взгляд, «Льву» не хватило редактора, который бы сказал: «Микита, солнышко, я все понимаю. Для тебя прописать чувства персонажей до мельчайших подробностей ОЧЕНЬ важно, но среднестатистический читатель может этого не выдержать. Он начнет скучать и с раздражением посматривать сколько страниц осталось до конца книги».
Словно Роберт Маккаммон в «Жизни мальчишки» автор попытался объять необъятное, и впихнуть невпихуемое в одну историю. Возможно, стоило бы разбить ее на две отдельные книги, либо сократить вторую часть глав на 7-8. В какой-то момент вся интрига начала сводиться к одному-единственному вопросу: «Кто кому подчинится в постели?». Наверняка для юных читателей это познавательно и интересно, но для стреляных воробьев, разменявших четвертый десяток, этого… слишком мало. Мне не хватило какой-то глобальной интриги, которая заставляла бы взволнованно переворачивать страницы, стремясь как можно быстрее дойти до финала. У Крапивина в «Бронзовом мальчике» тоже не было особого сюжета, но до самого конца держала в напряжении загадка с зарытым сокровищем.
Еще удивило поведение персонажей. Показалось, что в некоторых главах Лев вел себя довольно странно, как будто бы не в характере, а в последней главе «отжег» Слава, моментально превратившись из адекватного и рассудительного молодого человека в какого-то сумасшедшего. Это смотрелось странно и даже как-то отталкивающе.
Вроде бы читаешь любимого русскоязычного автора, но что-то не то. Как будто в кроссовок попал камешек и никак не получается его вытащить. Как будто пришли долгожданные гости, но так засиделись, что хочется попросить их на выход, но воспитание не позволяет и приходится терпеть, выслушивая их непрекращающуюся болтовню, от которой время от времени начинает клонить в сон и книга выпадает из рук.
Все мы растем и меняемся. Может быть, того Микиты Франко, подарившего нам «ДНЖ», «Окна» и «Тетрадь в клеточку» больше не существует? Он вырос, стал видеть этот мир по-другому и писать более по-взрослому, делая основной упор на эмоции персонажей, а не на сюжет. А может быть во всем виноваты мои собственные завышенные ожидания. Знаю, что многие в восторге от этой истории и мне тоже хотелось бы быть в их числе, но… не могу. Отдельные главы и эпизоды получились очень удачными, но в целостную картину они не сложились. И вместо привычной легкости и радости после Микитиных историй, внутри впервые поселилась какая-то апатия. Книга выжала меня как лимон, заставив после прочтения весь вечер слоняться по квартире и пытаться избавиться от головной боли. А как хорошо все начиналось!141,3K