Рецензия на книгу
Мальчик в полосатой пижаме
Джон Бойн
Aprelgirl28 июня 2014 г.Мальчик в полосатой пижаме — это рассказ о девятилетнем немецком мальчике Бруно. Начинается история с описания переезда, причина которого кроется в работе отца Бруно. У каждого из членов семьи найдутся свои возражения, чтобы не ехать, но переезд неизбежен. В Берлине у Бруно остаются друзья, с которыми на лето он запланировал какое-то секретное дело, бабушка с дедушкой, родной дом, в котором он изучил еще не все уголки.
Новое место жительства производит на мальчика удручающее впечатление — старый трехэтажный дом, отсутствие детей:
«Дом в Берлине стоял на тихой улице в ряду с десятком других таких же больших и красивых домов, очень похожих на тот, в котором жил Бруно, если не обращать внимания на мелкие различия. И в этих домах тоже жили мальчики, Бруно знал их всех по именам. С одними, настроенными по-дружески, он играл; от других, от которых не приходилось ждать ничего хорошего, держался в стороне. Новый же дом стоял сам по себе, на пустом ровном месте, и иных домов вокруг не наблюдалось, а значит, никто тут поблизости не живет и не с кем будет играть, — ни друзей, ни врагов, никого.»Отец все время занят рабочими вопросами, сестра строит глазки постоянно торчащему в их доме молоденькому офицеру, мама пытается привыкнуть к этой жизни. И так получается, что в таких условиях Бруно вдруг узнает подробности из жизни их слуг — Марии и Павла...
Очень многое из происходящего непонятно Бруно, и он подспудно чувствует, что не все вопросы, которые крутятся у него на языке, можно задавать. Поэтому, чтобы разнообразить жизнь, отправляется в экспедицию, чтобы совершать открытия. И таким открытием становится мальчик из места за оградой, на которое открывается вид из комнаты Бруно. Его новый знакомый отличается от бывших друзей, от детей, которых он встречал.
«Он был поменьше Бруно и выглядел каким-то потерянным. Одет он был в такую же полосатую пижаму, как и остальные люди за оградой, и матерчатую полосатую шапочку. Ни ботинок, ни носков на нем не было, из-под штанов торчали довольно грязные ноги. А на рукаве он носил повязку со звездой.
Когда Бруно подошел к мальчику, тот сидел, скрестив ноги и пялясь в пыльную землю. Но, здороваясь, он поднял голову, и Бруно увидел его лицо. Странное лицо, прямо скажем. Кожа была серого цвета, но такого оттенка серого Бруно еще никогда не видел. Большие глаза мальчика отливали карамелью, а белки были очень белыми, и, когда мальчик посмотрел на Бруно, тому почудилось, что на лице незнакомца ничего больше и нет, кроме огромных грустных глаз.
Бруно мог бы поклясться, что в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика, но все же решил поболтать с ним».Так зарождается странная дружба между сыном коменданта концлагеря и маленьким польским узником. Бруно со всей детской непосредственностью и наивностью болтает о своей жизни, об отце, о том, что происходит на "воле", а маленький Шмуэль со взрослой снисходительностью слушает его, пытаясь хоть ненадолго забыть об ужасах заключения.
Из маленьких деталей, описаний и небольших диалогов можно увидеть не только жизнь отдельной семьи, но и то, что творилось в Германии во время войны. А Бруно и Шмуэль — олицетворение её жертв, и национальность тут не играет никакой роли. Думаю, тут даже символично, что мальчики родились в один день и год — несмотря на то, что Бруно был из немецкой семьи, из семьи коменданта — не "маленького" человека, трагедии все равно не удалось избежать, потому что перед кровожадностью войны все равны.
Финал бьет по нервам. Всего одно предложение, от которого не менее жутко, чем было бы от полного описания всей картины произошедшего.
И единственное - цепляешься за мысль, что хочется верить:
«Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится.
Не в наши дни и не в нашем веке.»226