Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним27 июня 2014 г."Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского - первая экзистенциальная драма в истории русской литературы и одна из первых подобных произведений в мировой литературе. Для меня это также первый из "великих романов" Достоевского, которые все посвящены борьбе человека с судьбой и борьбе человеческой души за счастье, спасение и свободу. Внешний сюжет его известен всем. Бедный студент Раскольников решает совершить преступление "из идеи". Его идея вроде бы проста: есть люди обыкновенные и необыкновенные. Необыкновенные люди могут совершать преступления, преступать закон и не чувствуют при этом мук совести. Обыкновенные могут совершать преступления, но всегда чувствуют муки совести. И поэтому необыкновенным людям часто сходят с рук их преступления, а потом их венчают званием благодетелей человечества. Обыкновенные же люди чаще попадаются и гибнут, но ничего особенного не открывают и не достигают. Раскольников совершает на себе эксперимент, специально выбирая наиболее "бесполезное" с его точки зрения существо "старушку-процентщицу". Уже в этом выборе видна определенная направленность - ведь не мог Раскольников, получивший образование в православной России не знать, что ростовщичество в Православии являлось смертным грехом и во времена Вселенских Соборов за это отлучали даже от причастия. Но после совершения преступления он мучается, затем доносит на себя и терпит наказание, в каторге возрождаясь через любовь к Соне Мармеладовой. Такова, я повторяю, вкратце, внешняя канва, "поверхность" романа.
Откроем крышку драгоценного ларца, заглянем внутрь, а там.... Как говорится: "Вы можете только смотреть на это и медленно холодеть". Ужасные вопросы ставит перед нами "жестокий талант" (Н. Михайловский) Достоевского. Целые исполинские проблемы предстают перед взором читателя. Их можно классифицировать по образам, представленным в романе.
1. Р.Р. Раскольников и его теория. Про это уже говорено-переговорено. Но... каверзный вопросик, а где ошибся Раскольников, излагая свою теорию? Противоречит ли она фактам? Нет. Увы. Не противоречит. Если эту теорию рассматривать как интеллектуальную гипотезу она вполне верна, хоть и ужасна. Да, есть люди, жестокие властители, первооткрыватели, даже ученые или писатели, хладнокровно ставившие над ближними суровые эксперименты. Они не чувствовали никакой вины перед человечеством. Ашшурбанипал, Александр Македонский, Юлий Цезарь Траян, Цин Шихуанди, Борджиа, Екатерина Медичи, Генрих Восьмой, Иван Васильевич IV Кромвель, Петр I, Наполеон... Неполный список. Итак, вся человеческая история полна абсолютно или относительно "бессовестными" гениями войны, слова, разума. Противоречит ли теория Раскольникова религиозной морали? Нет. Мораль христианства прямо говорит, что закоренелый грешник может не чувствовать мук совести (т.н. "окамененное нечувствие"). Раскольников прав. Он сам признаёт это и говорит, что сделал неверный вывод - оказался человеком с живым сердцем, не вынес эксперимента.
- Соня Мармеладова и её жертва. Что лучше - погубить свою душу или жизнь своих близких? А если представить себе такое в нашем мире. Некий человек похищает родственников девушки и ставит ей условие - она должна провести месяц в публичном доме по своей воле или же все её родные умрут, причём не просто умрут, а их заморят голодом? Подставьте на место того человека "пьяненького" Мармеладова - и готова проблема. От этой проблемы, говорят, критик-нигилист Писарев чуть с ума не сошёл. Не мог решить задачу. Соня Мармеладова - всё переносит, всё прощает. Но ведь она почти сошла с ума от сострадания, которое, как известно, само по себе не спасает. Только любовь, утверждает Достоевский, спасает Соню. Правда, пришлось ещё деньги Свидригайлова привлечь. Без этих денег Раскольников пошёл бы на каторгу, а Соня осталась на панели.
- Мармеладов. Вот казалось бы, самый ненавистный образ. Пьяница, обирает жену и детей, послал дочь на панель и это ему "в наслаждение, милостивый государь". Он цинично упивается своим позором и падением в пьяном разговоре с главным героем. Тем не менее именно ему в уста Достоевский вкладывает поразительное признание. Оказывается Мармеладов считает, что его и всех грешников призовут в рай. Именно пьяниц. И когда трезвые и мудрые спросят Христа, за что этих срамников в рай, Христос ответит: "за то, что никто из них никогда не считал себя достойным сего". То есть Мармеладов глубоко страдает и за бравадой, за пьянством, он тоже человек. Ему надо, чтобы его хоть кто выслушал и простил, хоть Христос. И хотя он не верит в рай для себя, ему нужно прощение. И что с таким человеком делать, спрашивается?
- Образ Лужина и мораль утилитаризма. Лужин прекрасно рассуждает о морали и законе. Если я, говорит он, согласно христианской морали, увижу бедного, полюблю его как себя и сниму с себя рубашку, разделю её пополам, то мы оба будем ходить в разорванных рубашках. А если я буду любить только себя, то заработаю гораздо больше и уделю ближнему больше. Раскольников Лужину мерзок, а что такого Лужин сказал? Только то, что нищебродов не надо любить. а надо высокомерно снисходить к их нуждам, ибо они, лужины, сверхчеловеки, а не рвань последняя. Та же теория Раскольникова, только уже доведённая до пародии на себя, т.к. Раскольников вовсе не призывал каждого вести себя аморально, а в расчёте Лужина виден настойчивый аморализм - на, Бога ради, бедняк, возьми мои деньги, но мою личность, свободу, любовь, я оставлю при себе и тебе, паскуда - не дам. Сейчас в России лужиных много, а раскольниковых мало и лужины проповедуют о том, как хорошо, когда раскольниковых мало, а их - много. Просто они очень боятся зеркала, а ведь Раскольников - это зеркало Лужина, а не наоборот.
5. Дунечка. Тоже сложный персонаж. Что её влечёт к Свидригайлову? Она девушка не простая. Она полюбила Свидригайлова, подозревая прекрасно, кто он есть на самом деле, но самоуважение и честность пересилили. И она же готова просто продать себя Лужину ради брата. То есть, как Соня и Раскольников, она постоянно "переступает грань", стоит "на той стороне". Уживётся ли с ней Разумихин у которого даже фамилия говорит о рационализме? С ней, с такой исступленно верующей в добродетель девушкой, что ради добродетели она себя зарезать готова? Неслучайно Свидригайлов её видит христианской мученицей первых веков. Только она скорее антипод мученицы, гордая, невинная, неприступная, но при этом фанатично преданная семье. Из таких фанатики выходят, а не мученики.
6. Порфирий Петрович и мораль. Сейчас его принято представлять положительным персонажем. Но ведь он только проницательный человек. Себя он называет "человеком поконченным". Слишком он любит процесс доведения преступников до белого каления, настолько, что и сам чувствует, как стал чем-то вроде преступника. Он так художественно издевается над Раскольниковым и так неподдельно уважает его, что становится страшно. Он - садист психологический, утончённый и сам себя сознающий, для него не правосудие важно, а игра в правосудие, игра и победа над подследственным. Но одновременно он - самый прямой и простой персонаж романа, т.к. сам не скрывает своих пороков и честно о них го- Раскольников и социализм. В СССР, то бишь в советском литературоведении, было принято описывать "Преступление и наказание" как роман, в котором вскрывают пороки капитализма, а Раскольникова - как смелого бунтаря против буржуазной машины. Раскольников действительно и видит, и презирает эту машину, которая бедняка доводит до проституции, сифилиса и голодной смерти. Но социалист ли он? Отнюдь нет. Он издевается над социалистами, называя их торговцами всеобщего счастья ("трудолюбивый народ и торговый - общим счастьем занимаются"). Он бунтарь, бросающий вызов миропорядку, а не капитализму, капитализм для него то же, что для охотника на слонов - скунс или шакал. Раскольников явно делит людей на сильных и слабых и социалисты, которые выступают за объединение слабых против сильных у него могут вызывать лишь безразличие.
- Свидригайлов и порок. Достоевский далёк от того, чтобы рисовать картинных злодеев. Свидригайлов у него - сложный образ. Он способен любить и одновременно способен на подлость и низость. Он способен убить, изнасиловать, надругаться. И он способен подарить просто так много денег понравившемуся ему человеку. Он скорее купец, чем дворянин, скорее мошенник и игрок, чем закоренелый злодей. Он больший экспериментатор чем Раскольников, он посягнул и на религию. Он не верит в вечную жизнь и в Бога, а Раскольников верит. Тем не менее, когда Свидригайлов с ужасом чувствует, что становится чудовищем, он себя убивает. Его смерть - смерть Иуды, но Иуды, который осознаёт, что предал себя, разрушил свою душу. Проблема, которую ставит Достоевский - возможно ли искупление закоренелых злодеев? Символично у Достоевского, что Свидригайлов стреляется на глазах у охранника-иудея (там так написано, что он был "иудейского племени", это не моя выдумка). Говорят, что Достоевский был антисемит. Нет, антисемит просто с пеной у рта проклинает "жыдов". Достоевский этим хочет просто сказать: вот, смотрите, иудаизм отрицает миссию Христа в истории, а Иуда-Свидригайлов отрицает Его в душе. Иуда-Свидригайлов стреляется, но на глазах у иудея. Иудеи по мысли христианина Достоевского, совершили самоубийство как народ не тем, что "Христа распяли", а тем, что отрицают факт влияния этого события на судьбу человечества. И вот мертвый духовно извращенец умирает на глазах человека, в лице которого отразилась "вековечная брюзгливая скорбь", страшная скорбь рассеянного Богом по земле народа. Скорбь у живого человека по захваченной и потому мертвой духовно Родине (земле обетованной, земле Завета) на глазах у мертвого духовно и умершего от своей руки Свидригайлова. Бр-р. Жуть.
- Раскольников и ужас существования. Я говорил об экзистенциализме. Экзистенциализм Достоевского в том, что он ставит проблему ужасов человеческого существования. В романе "Преступление и наказание" нет положительных персонажей. "Все виновны" (А. Камю). И "все умрут", только не как у Сартра или Камю, а духовной смертью. И только немногие пройдут через воскресение. Умирает старушка процентщица - без покаяния. Умирает сектантка Лиза - тоже без него. Умирает Мармеладов, умирает пьяный, раздавленный лошадью. Умирает Катерина Ивановна, задавленная состраданием и страданием. Умирает Свидригайлов. Лужин, Лебезятников и Порфирий живут - мертвые внутри. Умирают Раскольников и Соня - духовной смертью, но возрождаются в страданиях и любви.
Хотелось бы закончить рецензию сном Раскольникова. Сон Раскольникова глубоко символичен. Идёт новая эпидемия на мир, в которой люди поражаются вирусом ... ну, скажем, индивидуализма. Каждый перестаёт слушать друг друга и начинает с другим воевать и не остаётся никого нормального. Метафора современного общества, особенно современных государств, они точно так ведут себя на международной арене, как те безумные люди.
Достоевский поднимает вопросы, которые другим страшно ставить. Он обгонит этим любого "мастера ужаса". От его "ужасов", нет спасения, это ужасы философские, ужасы моральные, ужасы религиозные. И искупление приходит только от веры в Любовь. В Бога-Любовь, преображающего мир, исцеляющего всех. Именно поэтому Достоевский - мой любимый писатель.
24321