Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним17 ноября 2023 г.Мухи в лапах паука
Я очень рада, что мое знакомство с гением французской и мировой литературы началось именно с "Собора Парижской Богоматери". Роман проливает свет на вопрос о нравственных ценностях, актуальный, как в момент написания книги для автора, так и для читателей в нынешнее время. Я не припомню такого произведения, в котором автор настолько часто обращается напрямую к читателю, так ярко и точно передавая свое миросозерцание, выражая реальный исторический дух эпохи и свое сострадание к ней. Автор ведет с тобой диалог на тему, которая чрезвычайно его волнует, а именно, что люди перестали быть верны духу прошедшего времени, что они готовы разрушать исторические памятники или переделывать их, не задумываясь о том, какое значение они имели для народа, усилиями которого они были созданы. Французы 17, 18, 19 веков считали здание Собора Парижской Богоматери нелепым и уродующим город. Виктор Гюго очень переживал за снос этого великого памятника, который хотели осуществить в момент написания им книги. Благодаря роману Собор не тронули, а движение за реставрацию памятников объединило миллионы добровольцев.
Моды нанесли больше вреда, чем революции. Они врезались в самую плоть средневекового искусства, они посягнули на самый его остов, они обкорнали, искромсали, разрушили, убили в здании его форму и символ, его смысл и красоту
Кто столь грубо изгнал из храма мириады статуй, которые населяли все промежутки между колоннами нефа и хоров, — статуи коленопреклоненные, стоящие во весь рост, конные, статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, каменные, мраморные, золотые, серебрянные, медные, даже восковые? — Уж никак не времяЭти главы с размышлениями автора на темы зодчества, историю архитектурного стиля в Париже, и о символе эпохи — появлении первых ростков свободомыслия с момента развития книгопечатания: "Книга убьет здание", являются как бы спасительным островком посреди океана боли и тоски, в который погружает тебя сюжет, научно-популярной книгой внутри книги художественной. Но, учитывая то, какая сейчас пошла мода на сухой и скучный нон-фикшн, это определение подходит плохо. Мысли же Гюго удерживали мое внимание с самого начала и до конца, они поражали меня своей оригинальностью!, глубиной и красочностью подачи, и тем, как плавно автор переходит с темы на тему, подводя итоги, повторно разжевывая все вышесказанное, чтобы даже "читательницы", пришедшие за сюжетом, поняли и закрепили. Если что, это выражение самого Гюго, за которое зацепился мой взгляд. Вероятно, раньше считалась, что романы в большинстве своем читали женщины, а мужчины интересовались чем-то "более сложным для восприятия".
Сюжет "Собора Парижской Богоматери" описывает изнанку исторических событий, внутреннюю сторону жизни Парижа. Это необычный вид исторического романа, потому что здесь вы не найдете переписи исторической хроники 15 века. Здесь чувства героев выражают время, являются двигателем эпохи, а всякие министры, послы, герцоги и король лишь фон — они там о чем-то интригуют, но нам будет лишнее это знать. Первые страницы романа, встретившие читателя политическим событием, которое подняло шумиху во всем Париже, связанное с прибытием фламандских послов, чтобы заключить брак между королевскими наследниками, совсем не стало развиваться в дальнейшем. Признаюсь, что самая сложная литература для меня это та, которая описывает королевские семьи, и я благодарна Гюго, что он предпочел трагедию героев и рассказы о "черни" общества этой запутанной и скучной политической жизни.
Был бы Париж настолько романтичным без танцев нимфы, богини или же просто цыганки Эсмеральды и фокусов ее прелестной козочки; без звукового вихря колоколов Собора Богоматери, который исполняла душа этого храма — глухой горбун Квазимодо; без страсти священника Клода к науке и алхимическим опытам по рецептам Николаса Фламеля; изысканной и глубокой по смыслу пьесы поэта Гренгуара, и живописных экскурсий по городу с высоты птичьего полета?
К сожалению, в средневековом Париже 15 века больше грязи, чем романтики, и Гюго превосходно это иллюстрирует. Танцующая Эсмеральда своей тупостью и наивностью обречет себя на рок несчастий, интерес Клода к наукам превратится в безумство и умственное помешательство, Квазимодо еще покажет свой "уродливый" дух, "столь несовершенный, как и его тело", а Пьер Гренгуар окажется еще тем эгоистом. Неспроста я упоминаю именно этих героев, которые, казалось бы, должны быть невинны и чисты, и вы поймете меня, если тоже заметите, как и на них распространилось парижское уродство, совершенно непонятно откуда распространяющееся.
Бродяги же, среди которых он остался, рассудив, что в конечном счете это самое приятное общество в ПарижеТакой вывод был сделан Пьером Гренгуаром, который тщательно изучил общество Парижа: жестокое, корыстное, глупое. Но главное, что объединяло и бродяг, и простолюдинов, и дворянство — это равнодушие к искусству, к зодчеству. Дворянам лишь бы дать поглазеть на государственные церемонии, толпа простолюдинов занимает первые ряды, чтобы насладиться "кровавым спектаклем" — смертными казнями, бродяги со Двора чудес готовы осквернить и разграбить любой храм, дай только повод.
Но все же, несмотря на то, что несправедливая эпоха исковеркала внутренний мир главных героев, вырастила и выбросила в мир такими жалкими и противоречивыми, мне хотелось им сочувствовать, ведь каждый из них в своем прошлом был жертвой обстоятельств, или же рока. Под роком в романе я понимаю само непростое время, в котором жили эти люди, "стигмат преступлений и несчастья". Они все мухи в лапах паука. Более всего меня поразила история затворницы, которая всю жизнь оплакивала своего ребенка, которого у нее украли. Мое сердце разрывалось при описании того, как она на протяжении всего дня разговаривала с маленьким расшитым башмачком, молилась на него — единственное, что у нее осталось от малютки.
Я считаю, что этот роман должен прочитать каждый. Его идеи повлияли на многих последующих авторов, распростанились даже за пределы литературы, оказав влияние на историков. Его экранизировали более пяти раз, поставлены спектакли, балеты, а его герои стали любимцами многих поколений и стран. Я буду обязательно перечитывать, и очень хочу посмотреть диснеевский мультфильм.
тгк:@iwantbooksandtea
18710