Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
Lenisan24 июня 2014 г.Не звени ключами от тайн.
(Станислав Ежи Лец)Чтение "Маятника Фуко" запомнилось мне как полторы недели чистого восторга. Я наслаждалась, смаковала, перечитывала, цитировала. Потрясающие диалоги, просто на грани фантастики, вызывали желание немедленно с кем-нибудь поделиться - что было не так просто, поскольку нужно было сначала ввести человека в контекст. Наверное, в полной мере оценить великолепную иронию этих диалогов можно только в процессе чтения романа; если вырвать их из его ткани, эффект теряется.
— Философия тоже для дураков открыта. Онтологическое доказательство Святого Ансельма — глупость. Бог обязан существовать потому, что я могу вообразить его как существо, обладающее всеми совершенствами, в том числе существованием. Он перепутал существование представления с существованием сущности.
— Хотя не менее глупо опровержение Гонилона. Я вполне могу думать об острове в море, даже если этого острова нет. Второй дурак перепутал представление случайности с представлением необходимости.
— Турнир дураков.
— Вот-вот, а Господь Бог рад до безумия. Он специально сделался немыслимым, только чтобы доказать, что Ансельм и Гонилон оба дураки. Ничего себе высшая цель творения. То есть я хочу сказать, того деяния, во славу коего Господь Бог сотворил себя. Отлов дураков в космическом масштабе.С первых же глав меня просто унесло, и солидный объём "Маятника" безумно радовал - ещё столько страниц предстоит! Поначалу это было восхищение персонажами, той лёгкостью, с которой они жонглируют всей мировой историей и культурой, их словесными играми и всей этой пародией на "всемирный заговор" - увлекательно, весело, жутко интересно! Чем дальше, тем ощутимее становилась философская составляющая, и к финалу истории от феерического веселья мало что осталось, взамен пришло много печальных мыслей, что-то вроде озарения и уже совсем другое, проникнутое грустью, наслаждение от красоты всей книги в целом.
На чёткую структуру и продуманную композицию этого романа хочется молиться. Идеально. Даже эпиграфы к каждой главе, которые одновременно являются собранием цитат, выполненным одним из героев книги, удивительно к месту. Разделение на сефиры глубоко символично, но не выглядит притянутым за уши - так и тянет сравнить с "Улиссом" Джойса, где каждая глава якобы соотносится с каким-либо цветом, частью человеческого тела и чем-то ещё. И сравнение далеко не в пользу "Улисса", поскольку в "Маятнике Фуко" путь по Древу Жизни несёт в себе огромный смысл, это отнюдь не пустой формализм. Отдельно хочется выделить дневниковые записи одного из персонажей, Якопо Бельбо - это завораживающий поток сознания, контрастирующий с ясным стилем изложения и последовательной логикой всех остальных глав.
Основная тема романа - страстное человеческое стремление сотворить себе бога. Бога, который объяснял бы и оправдывал мир, а главное, самого человека, все его ошибки и неудачи. Это необязательно должна быть религия, сгодится любая многообещающая Тайна, любая система, кажущаяся логичной. Всемирный заговор тамплиеров, выдуманный главными героями, превращается в настоящее, живое и очень мстительное божество, требующее человеческих жертв. Игра со смыслами, столь любимая постмодернистами, оказывается опасной, это уже не игра, а перекраивание реальности.
Чтобы обращаться с буквами Книги, нужно быть очень набожным, а мы такими не были. Любая книга прошита именем Бога, а мы составляли анаграммы из всех книг истории и не молились.Впрочем, обо всём этом Эко расскажет гораздо лучше, чем я, не стоит пытаться пересказать идеи романа. Тем более что он очень многоплановый и к одной теме не сводится. Это настоящий фейерверк из замечательных мыслей и чертовски жизненных сцен - чего стоят только махинации издательства "Мануций" (будет интересно всем начинающим писателям и опытным графоманам, хех). Сложность, многомерность и информативность романа удивительно сочетаются с лёгкостью языка, живостью диалогов и прямо-таки детективным сюжетом.
Что касается персонажей - я просто влюбилась в Бельбо. Он победил, и этим всё сказано.
Волков бояться - в лес не ходить!
Да, "Маятник Фуко" - это роман, требующий от читателя определённой подготовки. Именно такие книги нравятся мне больше всего; а тут ещё и повезло, оказалось, что любимый Борхес был замечательным "прологом" к "Маятнику", поскольку его увлечённые рассуждения о Каббале заставили меня заинтересоваться этой темой - а Эко как раз уделяет ей немало внимания. Но тут нужно понимать, что дело не в Каббале и не в тамплиерах, не в масонах и не в розенкрейцерах - на их месте могло быть что угодно другое, и от читателя вовсе не требуется доскональное знание истории. Эко не такой уж тиран, он сам очень много расскажет и покажет, он объяснит значение каждой из Сефирот, подкинет все необходимые исторические справки; а необходимость перед прочтением (или во время оного) выяснить значение некоторых терминов, пару раз свериться с картой и провести какое-то количество времени, роясь в поисковиках или энциклопедиях (кому что нравится), равно как и необходимость постоянно шевелить мозгами - это плюс, а не минус. И не так уж сложно, в конце концов. Всё, что не взрывает нам мозг, делает нас умнее :)Но эта книга, при всём многообразии информации, которой буквально заваливает читателя, при всей своей сложности и со всем этим жонглированием мировой историей - она вдобавок ещё и очень живая. Эмоциональная до предела, увлекательная настолько, что если хочешь читать, прихлебывая чаёк, то лучше заварить его заранее - иначе, поставив чайник и уткнувшись в книгу, через полтора часа спохватишься, что всё давно остыло и нужно кипятить заново. Я, конечно, могу говорить только за себя - но мне было не оторваться, я влюбилась в "Маятник", мне хочется рекомендовать его всем подряд. Это вовсе не сухая, скучная энциклопедия; здесь хватает страстей, слёз и смеха, хватает интересных мыслей и тонких наблюдений за человеческой природой; в "Маятнике Фуко" есть цельность и объединяющая идея.
Своеобразным испытанием стала для меня шестая часть романа, озаглавленная «Тиферет». Если бы я не набрала разгон, с удовольствием проглатывая предыдущие главы, возможно, в этой части просто завязла бы. Отягощенная огромным количеством имён, дат, взаимных нападок и прочего безобразия, история масонских обществ оказалась тяжеловата для восприятия – внимание стало рассеиваться, понадобилось намного чаще делать паузы для переваривания информации, время от времени я возвращалась к началу уже прочитанной страницы, потому что понимала, что ничего не запомнила. К счастью, не вся Тиферет посвящена масонам, так что всё не слишком страшно. Но предупредить, пожалуй, нужно – будет непросто, но дальнейшее повествование стоит того, чтобы немного помучиться с дотошным перечислением тайных обществ.
В целом - это было великолепно. Теперь я точно знаю, какого автора не хватает в моей личной библиотеке, и непременно исправлю сие досадное недоразумение.
P.S. В самом начале романа Эко покорил моё сердце двумя предложениями:
Похоже было на Петербург молодости Шкловского. Одни Маяковские и ни одного Живаго.14139