Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    Amabilis22 июня 2014 г.

    "О чем жалеет женщина? О любви"
    Жалеет о любви несбывшейся, ускользающей, эфемерной - которая была на расстоянии вытянутой руки и вдруг упорхнула. А если такой любви под боком нет, а ты возвышенная и экзальтированная барышня, то остается найти мало-мальский подходящий объект, чтобы Любить.
    Я не оправдываю и не порицаю Эмму, хотя бы из-за того, что в каждой девушке, женщине, есть эта черта - желание окунуться в омут без оглядки. Разнится степень лихорадки: кому достаточно подростковых грёз, кому хватает одного болезненного опыта, ну а кому подпитка страстями сродни наркотику. Для госпожи Бовари атмосфера недоступности и романтический антураж - смысл жизни, без этого она чахнет. Сама Эмма вызывает ассоциации с повзрослевшей Ассоль, так и не встретившей своего Грея, и потому кидающаяся на любое суденышко с линялыми парусами. Страдание за одним любовником как рукой снимает после встречи с другим кавалером - всё, полет души: пишите мне памфлеты, кидайтесь в объятия. О предыдущем мужчине она более не вспоминает. "Любовь одна, меняются только имена".
    Могла бы она полюбить или хотя бы оценить тихое чувство мужа...о нет. При всех нелицеприятных качествах, Эмма - натура посложнее, чем Шарль, и ей элементарно скучно с ним. В ее адрес летят упреки, что "не ценила любящего мужа" - так а не всем интересно постоянно развлекать человека, который в ответ лишь улыбается и смотрит на тебя. Понемногу образуется вакуум, игра в одни ворота утомляет; даже легкая симпатия от такого гаснет. И очевидная разница в темпераментах никак не компенсируется.
    Для меня это вторая книга, где скрупулезно препарируют женскую измену (о первой даже говорить не приходится, настолько КЭП). И до чего отлична французская сладострастная мадам от русской метающейся дамы: как на ладони видна разница в образе мыслей героинь, вот откуда берутся представления о национальном характере. Если для Анны страсть - стихия с отчетливым привкусом вины из-за ребенка, то для Эммы - безоглядная погоня за миражем из-за монотонности жизни. И трагедия Анны - в наличии любви, а Эммы - в ее отсутствии, старательно маскируемое декоративными вздохами над письмами, сентиментальными жестами да нервными болезнями.
    В целом, такие жестокие книги как "Опасные связи", "Госпожа Бовари","Милый друг" обязательны к прочтению и вполне могли бы быть включены в школьную программу. Да, можно возразить, что книги аморальны и не целомудренны - но пусть подрастающее поколение девушек через книги, а не на собственном опыте усвоит урок: "включайте мозги хоть изредка и фильтруйте поток обещаний".

    7
    31