Рецензия на книгу
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
Стефан Цвейг
Аноним21 июня 2014 г.Одному из своих так называемых "коллег по перу" Цвейг однажды сказал: "История выдающихся людей — это история сложных душевных конструкций… в конце концов, история, например, Франции девятнадцатого века без разгадки таких личностей, как Фуше или Тьер, была бы неполной. Меня интересуют пути, по которым шли те или иные люди, создавая гениальные ценности, вроде Стендаля и Толстого, или поражая мир преступлениями, вроде Фуше…". В своих биографических сочинениях Цвейг - поразительно тонкий и внимательный психолог - оценивал не общее, а частное - человека, с его ошибками и слабостями, его эмоциональное состояние в ту или иную пору жизни, раздумья и переживания, сомнения и метания. Он любил не только покопаться в биографиях знаменитостей, но и вывернуть их наизнанку, чтобы обнажились скрепы и швы характера, погрузиться в глубины и пропасти души
"… и художественная проза Цвейга, и его эссе - результат такого проникновения в человеческую психику, которое никогда не устареет, а сила чувства в его трудах не может оставить равнодушным даже самого изощренного читателя, каковой редко способен увлекаться эмоциями других …". М.Зонненфельд, профессор немецкого языка и литературы в Университете штата Нью-Йорк.Горький в одной из своих статей писал об "изумительном милосердии к человеку", которое отличает книги Стефана Цвейга. Действительно, автор захватывает читателя с первых строк любой своей книги, щедро делится радостью узнавания и сопереживания от первых до самых последних страниц.
Над биографией Бальзака Цвейг работал около тридцати лет. Его настолько завораживали попытки проникнуть в историю жизни выдающего французского писателя-романиста, что он собрал большое количество его рукописей.
"Если я люблю какое-нибудь литературное или музыкальное произведение, - писал Цвейг, - то мне хочется знать возможно больше о его возникновении. А процесс творчества я особенно чувствую по «рисунку» рукописи, причем в неизмеримо большей степени по рукописи первых набросков, чем по рукописи перебеленной, подготовленной к печати". ЦвейгТак и видится мне, как Стефан замирает над лежащей перед ним рукописью, и через мгновение осторожно кладет ладони на старые пожелтевшие листы, и перед его глазами возникают образы давным-давно прошедших лет...
Почему именно Бальзак? Настолько неординарная личность, как Бальзак, вполне подходит для изучения, а самому Цвейгу (смею предположить) были интересны не столько победители, а безумцы, аутсайдеры, борцы "против всех и со всеми" со своими не всем понятными моральными установками и ценностями.
Тщательно и с любовью рассказывает автор о великом французском романисте - человеке непростого характера. Упрямый и тщеславный, неряшливый и заносчивый, однако о работоспособности которого нельзя говорить без восхищения. «...Человеку нужна, - сказано во «Вчерашнем мире», - лишь теперь, став скитальцем уже не по доброй воле, а спасаясь от погони, я ощутил это в полной мере, - человеку нужна исходная точка, откуда отправляешься в путь и куда возвращаешься вновь и вновь». Это очень точно описывает Бальзак - исходной точкой для него был письменный стол с кипой бумаги и перо.
Многие ли могут с таким упорством добиваться своих целей? Многие ли внесли в мировую литературу вклад такого размера?
Гений? Безусловно. Пусть и неприятный, холодный, эгоистичный. Цвейг, гуманист, моралист, переполненный любовью к человечеству, очень тактично описывает эти недостатки Бальзака, пытается смягчить. Рассказывает читателю о трудном детстве Оноре, о пожизненном силке долгов, о кружащихся вокруг него женщинах-хищницах, об "уколах" и насмешках общества. Конечно же, мнение Цвейга во многом субъективно. История отношений Бальзака и Эвелины Ганской была прочитана мною не один раз и источники, материалы были различны. И только у Цвейга Бальзак - несчастный влюбленный, жертва страсти, много лет попираемый гордой польской красавицей с ледяным сердцем. Здесь-то и видны попытки автора выставить Бальзака в более выгодном свете, чем он был на самом деле.
Бальзак был первым писателем, изобразившим стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. В основу сюжетов его романов часто положено материальное - финансовые интриги, спекуляции, шулерство, ростовщичество. Часто лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, в последующем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах.
Стефан Цвейг - настолько "мой" писатель, что даже его чрезмерная восторженность по отношению к Бальзаку, всепрощение и восхищение, не портят удовольствия от чтения этой книги.Прочитано в рамках Долгой прогулки
48489