Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Midnight Sun

Ramsey Campbell

  • Аватар пользователя
    AntonKopach-Bystryanskiy6 ноября 2023 г.

    тиха зимняя йоркширская ночь, но вот от тамошних дубов можно дать дуба

    Возможно ли написать такой хоррор, где не было бы насилия, крови, жертв..? Казалось бы, невозможно. А вот Кэмбелл в конце 80-х написал такой роман и, вроде бы, получилось совсем неплохо (роман вышел из печати в 1990 году). Целью же его было — вызвать «благоговейный трепет» читателя...

    История начинается с мальчика Бена и с его странного семейства. Стерлинги всегда жили на отшибе, вдали от людей, большое внимание уделяли зимнему времени года, а ещё льду и холоду и связанным с этим всем ритуалам. Но после гибели родителей и бабушки с дедушкой в автокатастрофе мальчика отдают на попечение тётки, которая всячески старается стереть из памяти мальчика воспоминания о семейном доме.

    Однажды мальчик сбегает, чтобы хотя бы взглянуть на могилы родных и вновь оказаться в вересковых пустошах Йоркшира — близ городка Старгрейва, где на холме высится имение Стерлингов, а совсем рядом мрачной чащей манит древняя дубовая роща, образуя своеобразный узор из деревьев... Но уже при подъезде к городку в поезде мальчика перехватила одна мамаша с тремя несносными близнецами.

    Бен вырос и стал известным детским писателем, у него жена Эллен, рисующая иллюстрации к книгам мужа, десятилетняя не по годам умная дочь и рвущийся со всем миром в бой сынишка. Когда умирает тётка, Бен узнаёт, что дом его семейства, куда он так стремился в детстве, выставлен на продажу. После посещения этих мест с женой и детьми он решает отремонтировать и вернуться в этот дом. Как раз и вдохновение для написания новой книги у него как-то поиссякло, а жена пытается устроиться в рекламный бизнес, откуда ушла из-за рождения детей. Дубовая роща и связанный с этим местом миф о гибели его прадеда должны точно вдохновить на написание новой истории...


    «Все религии, они как сказки, которые люди рассказывали у костра в те времена, когда не было ничего, кроме костра и сказок, чтобы прогнать холод и темноту, потому что людям было невыносимо страшно узнать, что же там снаружи, за пределами света»

    Написать что-то более оригинальное, чем обычный роман ужасов, оказалось непросто. И потом автор сам признал эту попытку не совсем удачной (назвал это «благородным поражением», судя по англоязычной Википедии и цитате из интервью Кэмбелла). Но метафорические конструкции Кэмпбелла, его многочисленные отсылки к рождественской мифологии, к лавкрафтовским леденящим хребтам безумия, к миру запредельному и вечному, который смотрит на нас через конкретное место, оживающее лишь в зимнее время года, — меня впечатлили.

    Эта неспешность и некоторая затянутость (на грани занудности) нисколько не помешали прочитать книгу буквально за два дня и оценить красоту скрытого под внешней безмятежностью стихий природы и человеческой жизни ужаса... А ещё вспоминал другого писателя, которого зимняя стихия застала в отеле с женой и сыном в период творческого кризиса (привет дедушке Кингу!).

    Этот роман читается легко и почти безмятежно, хотелось бы больше жути и самого хоррора, но в целом очень неплохо. Финал достоин того, чтобы прочитать и дойти до него, пробраться сквозь семейные заботы и творческие поиски Бена и его жены, заглянуть в бездны вечного мрака бесконечной Вселенной, проглядывающей через лютый зимний холод и невероятные орнаментальные рисунки мороза, сковывающего всё живое... Обязательно продолжу знакомство с автором.

    15
    459