Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    udinaaa6 ноября 2023 г.

    Имеет ли несчастный право делать несчастным весь мир? Оправдывает ли совершенное преступление твоя собственная боль? Есть много примеров, когда мы сочувствуем злодею и осуждаем условно хороших персонажей (что в книгах, что в жизни), но во «Франкенштейне» все настолько переплелось, что под конец уже и не знаешь, кто здесь наиболее пострадавшая сторона.

    Я люблю книжные клубы за то, что они дают шанс наткнуться на книгу, которую в обычном ритме ты вряд ли бы взял в руки. Сначала я открыла для себя «Дракулу», который по невежеству казался мне этакой предтечей «Сумерек», а на деле оказался прекрасным образчиком готической литературы. Теперь вот у меня в руках «Франкенштейн», к которому я тоже, собственно, особого любопытства не питала — и могла бы пропустить очень глубокий, неоднозначный роман, буквально напичканный моральными дилеммами.

    Первая из них уже озвучена. Если тебя обижали много и последовательно, если ты искал любви, а находил обиды и унижения, кто несет ответственность за выросшую в тебе жестокость? Ответ как будто бы лежит на поверхности и, наверное, прочтя книгу лет на 10 раньше, я бы сочувствовала монстру больше, чем его обидчикам, но сейчас позиция жертвы мне больше не близка. Несладкая, но важная истина состоит в том, что ответственность лежит исключительно на тебе. За последние годы мы воочию могли убедиться, что честь, совесть, мужество — это все про выбор; в большей степени это наше личное решение. Сложное прошлое — слабое оправдание для злодеев всех мастей. Устойчивость моральных убеждений, последовательность в доброте и справедливости не могут и не должны зависеть от внешних обстоятельств (иначе грош им цена). И Бог упаси меня судить тех, кто не выдержал и отрекся. Просто быть достойным человеком (даже если ты не человек, а «демон», как здесь) — действительно непросто и это ок, иначе к чему вообще весь этот разговор.

    Другие этически сложные моменты касаются, так скажем, научной стороны вопроса. Допустимо ли человеку примерять на себя роль Создателя и оживлять мертвых? А если из кусочков нескольких людей слепить одного нового? А когда получится, что со всем этим делать дальше? Здесь, кстати, еще один неочевидный смысловой слой: про ответственность творца за свое творение. Виктор Франкенштейн, в ужасе выбегающий из своей лаборатории, бросающий результат своего эксперимента на произвол судьбы и успокаивающийся, когда становится ясно, что последний просто сбежал — за гранью моего понимания. Но если бы все было так просто.

    В итоге мы имеем гремучую смесь драмы, амбиций, сложных моральных выборов, одиночества, честолюбия и боли. Пятеро убиты, один почти сошел с ума и угас от жажды мести, а его творение всем отомстило, но счастливее от этого не стало. Победивших нет.

    8
    391