Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2023 г.

    Романы №7, 8 и 9 из 20-томника Золя были прежде прочитаны мной, и решено было обратиться к истокам. №1 позволил узнать родословную Ругон-Маккаров, а также ознакомиться с типичными характеристиками, которые потом будут проявляться в тех или иных персонажах цикла.

    "La Fortune des Rougon" называется роман в оригинале, и "fortune" это, как нетрудно догадаться, не совсем "карьера", а скорее "фортуна", "удача". Действительно, Ругонам подфартило схватить жар-птицу в руки. Китайская пословица гласит, что плохо жить в эпоху перемен, а этой неординарной семейке государственный переворот наоборот дал возможность наконец осуществить дремлющую в крови потребность к власти, деньгам и удовольствиям.
    Собственно, другое значение слова "fortune" - "богатство", "состояние". Любопытно, как в европейских языках удача и материальное благополучие тесно соседствуют по лексике.
    Кроме везения, конечно, изворотливость, хитрость и даже обман.


    В основе любого богатства лежит преступление (О.де Бальзак)

    Начать хотя бы с 50 тысяч, "взятых" Пьером у матери - слабоумной Аделаиды.

    От осинки не родятся апельсинки. Мамаша Аделаида от работяги Ругона родила предприимчивого Пьера, а от разбойника Маккара такого же необузданного Антуана (дочь Урсула - нечто среднее, немного другой разговор). И интересно наблюдать проявления пресловутого золяшного натурализма: один добился всего, другой прозябает, и их потомки соответственно. И дело не только в том, как Пьер "лишил" Маккаров наследства, а и в их собственной лени и разгильдяйстве.

    Вторая, после наследственности, составляющая метода натурализма - изображение влияния среды, социума на поведение человека. На неухоженном заросшем сорняками участке апельсиновое дерево или даст плохой урожай, или вовсе зачахнет. Т.е. не одни Ругоны и Маккары такие алчные и порочные; посмотрите, например, на сообщников Пьера Ругона в его желтом салоне: казалось бы, "сливки" Плассана, но все сплошь глупцы и трусы. Как ловко Золя показывает их флюгерность: куда ветер подует, туда и они. Вспомните, как они поменяли в воззвании к народу, взятому из противоборствующего лагеря, несколько слов и присвоили его себе.

    На фоне политических игрищ крупной по должности, но мелкой душой плассанской знати, Сильвер и Мьетта выглядят героически. Но глупо. В их неокрепшие умы нашептали может и не ложные, но точно опасные идеалы, и они, как всегда бывает с войнами, стали невинными жертвами чужих грехов. Сколь трагична их судьба, столь и бессмысленна, ибо даже в собственной семье всем на них было, по сути, наплевать. Мальчика сбагрили к бабуле, а дядя накачал вредными идеями; девочку гнобили в дядином доме, Жюстен всячески издевался. Две розы выросли на навозе и, недолго проблагоухав, были растоптаны сапогом.
    Кажется, пример Сильвера и Мьетты показывает, что не одна только кровь определяет человека; что сильная воля и стремление к добру и свету может сформировать хорошего человека; что среди правил бывают исключения. Доктор Паскаль - как дополнительный пример.

    20-томный цикл - мини-Санта-Барбара, сериал 19 века: с большим любопытством ждешь что будет в последующих сериях. И чем больше серий для себя открываешь, тем понятнее становится великий замысел великого француза. Скажем, в "Западне" я вижу даже не отголоски, а громкие голоса из прошлого - те же модели поведения и привычки. В "Нана", например, явно видна преемственность главной героини от её прабабушки. И т.д.

    Уже начал читать роман №2 Добыча . Золя-фаны, ждите отзыв в ноябре.

    29
    693