Рецензия на книгу
Mockingjay
Suzanne Collins
Аноним16 июня 2014 г.Название The Hunger Games сразу не понравилось: оно обещало голод и жестокие игры на выживание. Уже не помню, почему все-таки начала читать - сработала какая-то booby trap, которую я вовремя не заметила, и - бац! трилогия меня поглотила. И голод, и жестокие игры, и вещи гораздо хуже отгребла я там сполна.
Сколько крови может вылить на читателя антиутопия категории Young Adult? Казалось бы, ей должен быть разумный предел, учитывая impressionable age и все такое? Но нет, предела нет. И постапокалиптическая Римская империя под как бы намекающим названием Панем жаждет хлеба и зрелищ, а зрелища должны быть кровавыми. С первых же глав первой книги становится ясно: униженные и порабощенные главные герои рано или поздно пойдут свергать весь мир насилья, и тогда крови в книге станет совсем много. Но, положив руку на сердце, сознаюсь, что таких масштабов катастрофы, как в третьей книге, в плане литража крови на 1000 знаков текста с пробелами я не ожидала. Может, молодежь нынче более стойкая, а я вот периодически вынуждена была останавливаться и говорить себе: "Я Линда. Я читаю книгу. Это вымышленный мир. Это вымышленная кровь..."
И всё бы хорошо, если бы не было так плохо. Как ни крути, а в моей невымышленной тоже стране происходит сейчас кровавое шоу, последствие жестоких политических игр и информационных войн. И гибнут не только непосредственные участники конфликта, но и мирные жители. Так что не проводить некоторые параллели в процессе чтения, несмотря на всю разницу исходных данных, было невозможно. Чтобы сохранить хладнокровие, я старалась уделять больше внимания общим моделям и абстрактно-риторическим вопросам, на которые традиционно нет ответов. Нет, не "кто виноват?" и что делать?", а вопросам плана "чем (или кем) можно и нельзя жертвовать и ради чего (и кого)?" И наблюдала за тем, как в книге развиваются метафоры, связанные с формированием общественного мнения, как рождаются и набирают силу мемы. За этим наблюдаю и в реальной жизни. И там, и тут происходит одно и тоже: если общество подхватывает красивую метафору и поднимает ее на щит, то рано или поздно за нее прольется чья-то кровь.
Впрочем, модель политической борьбы и гражданской войны в трилогии по понятным причинам упрощенная и слишком уж "зрелищная". Как и сам Панем с его зажравшимся Капитолием и тикающим циферблатом двенадцати порабощенных округов. Всё сводится к тому, что Капитолий становится еще одной ареной для боев гладиаторов, то есть "Голодных игр". Невольно причисляешь себя к аудитории, жадно требующей кровавых зрелищ. А также разочаровывает то, что масштабно развернувшаяся военная операция вдруг сжалась до совершенно стандартного квеста жанра фэнтези: главной героиня и ее верные камрады решили пройтись по архетипам и, продравшись любой ценой через полосу препятствий, уложить местного темного властелина... И ничего, что "наши в городе" - у героини дело есть, и это дело чести...
Но за пределами тотального насилия, а также упрощений и необоснованных сюжетных ходов, есть в трилогии свои прелести. Для меня таковыми стали почти идеальная динамика повествования (особенно в первых двух книгах), нестандартное раскручивание стандартного любовного треугольника (я вплоть до эпилога не могла предсказать, к чему это все идет), психологические выкладки (вот тут я увидала вполне адекватный Young Adult) и, внезапно, гендерное равноправие. Неужели так только в антиутопиях бывает?? Среди победителей "Голодных игр" полно женщин и никого в мире Панема это не удивляет, среди командиров повстанцев полно женщин и никто не говорит "это ж баба, я ее команд выполнять не буду", женщины проявляют интеллект, независимость, силу, хладнокровие, жестокость, хитрость и т.д. на ряду с мужчинами и это как-то все само собой. Главная героиня и ее набор личных свойств показался мне интересным и убедительным. И приятно, что когда для камеры ее пытались вгонять в более "девачковые" образы, она напрягалась и потом "выстреливала" своей настоящей сутью. Которая у неё не "мужская" и не "женская", а просто - она, Кэтнисс Эвердин, the girl on fire.
Книги я слушала в аудиоварианте, который всем рекомендую. Диктор - Carolyn McCormick, ей даже какую-то награду за начитку этих книг дали, и вполне заслуженно. А еще советую на ходу слушать или даже на бегу. Язык там легкий, а чувства постоянного движения, усталости, жажды и желательно еще и голода здорово помогают погрузиться в этот мир. Если, конечно, вы хотите в такой мир погружаться...
662