Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июня 2014 г.
    Горе должно высекать искры, а не источать сырость.

    Эта книга выпотрошила меня, если не полностью, то почти. Насколько мне нравился главный герой вначале, настолько он мне не нравился ближе к концу. Импульсивность его действий, вызванная то ли первой любовью, которая в его возрасте почти невозможна, то ли страстью, то ли желанием быть любимым, в конце концов привела его к краху.

    Бредли Пирсон далеко не ангел во плоти, и в результате некоторых его действий, которые, в принципе, в определенное время были не такими уж серьезными и крупными, вся его жизнь полетела к черту. Твердости характера ему явно не хватало. И в тех моментах, когда нужно было сказать: "Хватит!" и себе, и своим "друзьям", а еще лучше послать их ко всем чертям со своими советами, изречениями, дурацкими подколками и излишней прилипчивостью, он отступает и пытается культурно обойти ситуацию. Вертится как уж на сковородке и всё тут. Вроде бы думает правильно, а говорит далеко не то, что хочет. В такие моменты хочется аж завыть от безысходности.
    Казалось бы, в его возрасте человек должен быть более последовательным, решительным и мудрым. Жизненный опыт всё-таки должен возобладать. Но нет. В любовной перипетии с Джулиан Бредли не далеко от неё ушел. Любовь его поглощает и он тонет в ней без остатка.

    Однозначно положительных героев здесь нет. В то же время Бредли - куда нормальнее других. Действительно умный, талантливый, стремящийся к идеалу. Все остальные ужасные лицемеры и падальщики. Хочется назвать их много как, но литературных слов здесь не подберешь. Даже Джулиан оказалась слабачкой, мечущейся всегда в разных направлениях и не знающей за что схватиться (почти как мать, но у той всё более утрировано). Не такой уж она и ребенок . А уж признать свои слабости и грехи даже спустя энное количество лет она тем более не в состоянии, "всё как в тумане".
    С таким окружением главному герою, конечно, недалеко было до сумасшествия. Но он всё же сдержался. И опять, ему в вину нужно вменить его несостоятельность и безответственность, излишнюю мягкость и слабость моментами. Остановиться ему было нужно сразу же после скверного события в доме Арнольда, после первой кочерги. Уехать в свой домик на берегу и предаться искусству. Но тогда нечего было бы и рецензировать. Один сплошной порочный круг.
    Что до Рейчел и её мести. Метко, конечно. Но так бессильно и глупо, что чувствуешь к неё разве что жалость и равнодушие. Ей не стало лучше. Она не способна чувствовать реальность ибо пуста. Хорошего конца здесь нет.
    А вот у Бредли всё гораздо лучезарнее пусть и "по-монастырски". Он привел всё к единому знаменателю, успокоился и был может быть даже счастлив. Затворничество ему не в нове. Он возродился. А сердце читателя даже слегка возликовало.
    Послесловия Кристиан, Френсиса, Рейчел и Джулиан - это вообще сплошнейший смех. "У кого, что болит", как говорится. Их послушать, так главный герой тот ещё ловелас, развратный до невозможности. При этом какой изворотливый и лживый, но застенчивый. О, как! До скрипа зубов, аж.

    И повествование Пирсона во всем этом свете выглядит наиболее объективным, точным, цельным, нежели последние попытки его "друзей" выгородить себя, прославить и обожествить. А т.к. по словам самого Бредли читатель всегда отождествляет себя с главным героем, верить стоит скорее ему, чем остальным.

    8
    56