Рецензия на книгу
Контрабас
Патрик Зюскинд
nevajnokto14 июня 2014 г.Пьеса в форме монолога. Гениально написанная! На первый взгляд, больше понятная музыканту, чем рядовому читателю. Из-за обилия музыкальных подробностей, начиная с терминов и вплоть до рассуждений о великих композиторах - виртуозах. Но чем дальше вчитываешься, тем явственнее прорисовывается силуэт крайне одинокого человека, заключившего себя в маленькую комнату, почти полностью изолированную от внешнего шума, привычных звуков, вносящих в нашу жизнь тональность, нужную и важную, на которую мы не обращаем абсолютно никакого внимания. Мы ее не замечаем. Но она так осязаема! Представьте: Контрабасист, изолировавший свое жилье на 95% (!) акустическими плитами и всем прочим, на насколько минут открывает окно... Диким вихрем врывается внутрь мир, делающий Мир живым. Это и треск, и грохот, и крики, и смех, и какофония проезжающих по трассе машин - все, что не дает нам чувствовать себя замершими в пространстве, в невесомом хаосе тишины. И вдруг оно, это окно, резко захлопывается... Мертвая звенящая тишина, разрывающая барабанные перепонки... Представили? Вот именно такое одиночество скользит по комнате, вздыхает, угрюмо сползает со стен и наполняет собой Контрабасиста. Ему 35 лет, и он считает свою жизнь законченной. Нет никаких надежд, стремлений, целей. Он говорит об этом. Но говорит не прямо, не открыто, а через свои мысли о музыке, к слову. Говорит нескончаемым потоком, размышлениями, "уткнувшись в плечо" своему контрабасу. А он очень хороший слушатель - тихий, молчаливый, внушающий благоговение, вызывающий уважение. Контрабас...
Природа одиночества, откуда она? Где начинается? В чем причина такого отчаянного и безмолвного отчуждения? Контрабасист шаг за шагом раскрывает створки своей души и позволяет проникнуть в исток разбитых иллюзий:
К примеру, типичная судьба контрабасиста -- это моя собственная: доминирующий отец, служащий, немузыкальный; слабая мать, флейта, увлеченная музыкой; я, ребенок, безумно обожающий мать; мать любит отца; отец любит мою маленькую сестру; меня не любит никто - это субъективно. Из ненависти к отцу я решил стать не служащим, а музыкантом; из мести же к матери выбрал большой, неудобный, несольный инструмент; и чтобы ее так сказать смертельно обидеть и вместе с этим дать отцу еще один пинок над могилой, я все-таки стал служащим: контрабасистом в Государственном оркестре, третий пульт. В этом качестве я ежедневно в образе контрабаса, самого большого из женоподобных инструментов, - это в смысле его формы, - я насилую свою собственную мать, и этот вечный символический кровосмесительный половой акт оказывается, естественно, каждый раз моральной катастрофой, и эта моральная катастрофа просто-таки написана на лице у каждого из нас, контрабасистов.Это невероятное признание, невероятная обида и боль. Начало и конец. Конец всему в самом начале. Наверно, это и есть причина нерешительности, самоуничижения и разочарования в жизни. Жажда любви, любви к женщине и неспособность найти в себе смелость сказать ей об этом - не это ли пик одиночества? Когда ходишь с опущенной головой, робко, тихо и так же живешь - незаметно. И однажды кто-то находит тебя в маленькой изолированной комнатке, в обнимку с единственным другом, понимающим, пусть и неживым, но верным контрабасом.
39211