Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Олег Даль: "Прошу слова!"

Александр Иванов, Иванов А.И.

  • Аватар пользователя
    Аноним30 октября 2023 г.

    Человек, Артист, Писатель.

    О том, какими путями пришла ко мне эта книга, нужно писать отдельный рассказ в разделе "Истории". Очень, знаете,  креативная многоходовочка с загогулиной по дороге.  Ни на одном ресурсе электронных книг её найти невозможно, потому что книги просто нет в Интернете.  Тираж  мизерный + небольшой дополнительный.  В магазинах тоже не ищите... Бестолку. Я думала, что уже ничему не удивлюсь. Однако ж... Повеяло чем-то давно забытым и не сильно приятным.

    Но ближе к самому изданию. Оно без преувеличения уникально. Впервые за 42 года, прошедшие с того горького марта 1981 года, перед читателем предстаёт настоящий Олег Даль.   Без бульварных сплетен, обтаптывания уже многократно пережёванных фактов. Живой. И совершенно необычный. Надо сказать, что комментарии автора книги минимальны. И очень точны. Как говорится, в точку. Просто для пояснения некоторых деталей. Собственно, в остальном, в соответствии с названием, говорит сам Олег Даль. И не только страницами дневника, но и стихами, рабочими заметками. И, что для меня, хотя я раньше уже немного читала, было огромным открытием - как оригинальный писатель. Проживи Даль ещё несколько лет, я уверена, его литературный талант встал бы вровень с актёрским, и мы получили бы яркого и самобытного прозаика, с отточенным стилем и, что очень важно, блестяще владеющего русским языком.  В отличие от других сборников, посвященных творчеству Даля, в данном издании, кроме эссеистики широко представлена короткая разножанровая проза артиста.  От остро сатирических, в некоторых моментах безжалостных к известным персонам, фельетонов, до рассказов в стиле, и не удивляйтесь, поскольку Даль был большим поклонником латиноамериканской литературы, магического реализма.  Особое место я бы отвела военной прозе Олега Даля.  Здесь не побоюсь сравнения с Владимиром Высоцким.  Дети войны, не воевавшие, но видевшие то, что она оставила. Раскрыв рты, они слушали рассказы отцов и соседей о войне, которая совсем никуда, казалось, не ушла и жила в жутковатых человеческих обрубках, катящих по вагонам электричек, в чёрных платьях совсем молодых женщин, чьи лица словно кто-то вдруг внезапно погасил изнутри, нажав кнопку неведомого выключателя.   Это всё оставалось в памяти и через годы воплощалось в слова и строфы. То, что  делал в поэзии и песнях Владимир Высоцкий,  Олег Даль реализовал в прозе. Один из первых прозаических опытов Даля на эту тему относится  приблизительно к 1969 году, но возможно рассказ "Дядя Вася" сложился несколько ранее.  Ребёнок на войне. И война глазами ребёнка. Потрясение, уж  извините, сродни первому любовному опыту.  Смерть ведь тоже женщина. И смотрит также призывно. И не сбежать, не увернуться.  Почему-то при чтении вдруг вспомнилась сцена психологического допроса  нашего разведчика Скорина в сериале "Вариант "Омега" . И застывшие в немом ужасе, словно повёрнутые  куда-то внутрь глаза Даля.

    Ещё более страшен рассказ "Четыре патрона", написанный артистом незадолго до гибели. С темой блокадного Ленинграда Даль пересекался практически всю жизнь, как лично, так и творчески. В конечном итоге и появилась эта новелла. Жуткая в своей простоте.  И я бы сказала молчаливости. Не удивляйтесь.  Ибо главный герой этого рассказа, обозначенного, как быль,  не произносит ни единого слова.  Он словно стоит у расстрельной стены. И война всаживает в него пулю за пулей, убивая одного за одним близких людей. Эти смерти впиваются в тело  снайпера Фёдорова.  И он каждый раз вздрагивает. Душа Федорова давно мертва. Осталась только оболочка. И он понимает, что и она должна умереть. Но не просто так.  И  возвращает смерти её подарки. Здесь, наверное, стоило бы вспомнит Женю Колышкина,  ( Женя, Женечка и "Катюша"), глядящего в окно на только что убитого им врага.   Только в рассказе всё намного трагичней.

    К сожалению, объём рецензии не позволяет поговорить обо всех рассказах, помещённых в эту книгу.  А ведь есть ещё и стихи Олега Даля. Его поэтические опыты требуют детального рассмотрения. И разыскания. Поскольку,  не считая себя поэтом, Даль щедро разбрасывал, а то и выбрасывал свои черновики, оставлял их  друзьям и случайным людям. Просто где-то забывал. То, что найдено - лишь малая часть написанного. То, что успел напечатать на машинке набело. Найдётся ли остальное? Не думаю. Но, кто знает.

    Ещё одна интересная сторона этой книги - развенчание вранья. И здесь я с облегчением вздохнула: наконец!  Ибо такого огромного количества легенд, мифов и откровенной, уж извините, брехни, в своей посмертной славе  у нас не получил никто. Даже Владимир Семёнович. Можно сказать, об Олеге Дале врали и, увы, продолжают врать все, кому не лень. Иногда  правда  и ложь сливаются настолько, что отделить одно от другого, без знания деталей, никак невозможно. Слава Богу Александру Иванову это удалось. Хотя бы отчасти, поскольку  Авгиевы конюшни ещё чистить и чистить.   Главное, на мой взгляд, напрочь разбивается тщательно кем-то возводимая  на протяжении всех этих лет дикая в своей убогости мысль о том, что артист якобы покончил жизнь самоубийством. Александр Иванов говорит совершенно однозначно: этого НЕ БЫЛО Вот режиссёр Малого театра Львов-Анохин вспоминает последнюю репетицию 26 февраля 1981 года. Как рвали цензоры буквально на куски роль Ежова в "Фоме Гордееве"! И как вопреки всей их вакханалии Даль провёл  последнюю в жизни репетицию так, словно спел лебединую песню.

    И , уходя: - Борис Александрович, Вы придёте на нашу репетицию 5 марта?"

    Весь ужас, вся боль этого воспоминания в том, что мы-то знаем, что никакой репетиции 5 марта 1981 года у Даля уже не будет! А будет гроб  посреди сцены, 7 марта. И сотни людей придут на этот его последний выход.. Мы это знаем, читая! Но Даль-то  в том, заканчивающемся, феврале 81 года ни о чём не подозревает!  Последняя запись в дневнике:


    Вторник, 7 июля -Поздравить Кулю
    Четверг, 13 августа - Поздравить Соболева Севу.

    И все разговоры о якобы каком-то предчувствии Олегом Далем своего ухода - не более, чем сплетни. Намеренные или случайные? Я думаю, и на этот вопрос со временем будет дан ответ.  Версия гибели Даля 3 марта  1981 года в Киеве - одно из многих предположений. Но даже если оно верное, то сам собой напрашивается вывод  о непреднамеренном убийстве. А ведь могло быть и преднамеренное... Например, возникает вопрос почему "Скорая" изначально медлила и завернула вместо гостиницы  на студию Довженко?

    Я бы с удовольствием порекомендовала  прочитать эту книгу. Если, конечно. вы её сможете достать. Говорят, есть в двух российских театральных библиотеках.

    Дерзновенно рискну завершить разговор об этом издании собственным творчеством.  И да простит меня Олег Иванович!

    Мы когда-нибудь с тобой поговорим

    На бульваре Солнечных пылинок.

    Мой усталый, грустный пилигрим

    Исправитель и творец ошибок.

    Странник, на неведомых путях

    Душу в кровь изранивший о скалы.

    Поздний не увидевший закат,

    Знавший только маски и оскалы.

    Горький привкус слово на губах

    Обретает, вырываясь с кровью

    Вырастают крылья на плечах

    Ангелы подходят к изголовью.

    Улетел, не загасив свечу
    Ту, что до углей спалила сердце

    в темноту я пламя отпущу,

    чтоб тебе от холода согреться.

    Крикну вслед:

    «Не торопи коня!

    Поживи и подыши немного!»

    На развилке буду ждать тебя,

    Вглядываясь в марево дороги.



    57
    476