Рецензия на книгу
То, что живет в подвале
Анастасия Шалункова
Аноним30 октября 2023 г.Смерть. Огонь. Психотравмы
Небольшая, на 80 страниц, книга, которую можно прочесть за вечер, но хочется растянуть на неделю. Шесть рассказов в жанре хоррор, разных, но очень похожих в настроении и деталях. Читать их ночью под одеялом совершенно невозможно, поэтому я нашла идеальное место – спокойный осенний парк. Кажется, теперь я не очень-то доверяю паркам )))
В ТРЁХ СЛОВАХ
Смерть. Огонь. ПсихотравмыВ ТРЁХ СТРОЧКАХ
- мёртвые братья и сёстры -
- капкан вместо родного дома -
- насилие под видом любви -
В ТРЁХ АБЗАЦАХ
- Как и у Стивена нашего Кинга, самое страшное здесь — не монстры. Да простит меня Настя, ни один из них особо не вызвал у меня эмоций. А вот люди — ещё как! Правда, это тоже был не страх. Злость — да, жалость — да, желание отдать всё семейство из рассказа на психотерапию — тоже да в большинстве случаев.
2. Если читать сборник за день (чего лучше не делать! Правда, растяните удовольствие от историй дней на шесть — по рассказу на каждый), то возникают два интересных эффекта. Первый: сюжеты спутываются и начинают переплетаться между собой, как волшебные змейки. Где был пожар? В одном рассказе или нет? А магические украшения? А пауки? А походные рюкзаки? Точно же в нескольких! А умершие братья и сёстры? Почти в каждом! Второй эффект: вот такие, сплетённые, эти истории выстраиваются в единый мир. Да, там разные герои и сюжеты, разное устройство миров и даже настроение — но всё равно невозможно отделаться от ощущения, что метавселенная у них одна.
3. Если для вас актуальны конфликты, в которых живут герои книги (сепарация, взросление, избавление от травматического опыта), вам будет трудно. Настя умеет давить на больное. Давить сознательно, долго — пока нарыв не вскроется и гной из раны не выйдет наружу. Но главное — именно после таких манипуляций раны начинают затягиваться. Поэтому, возможно, вы испытаете катарсис — или как будто войдёте вместе с героями в терапию и выйдете из неё. Но тут важно дочитать до конца, потому что самая тёмная ночь, как мы знаем — перед рассветом.
ЦИТАТА:
"— Я вообще не понимаю, что происходит, — выпалила Ника. — Каждое утро всё по-другому. Ладно, я даже смирилась с тем, что в Самаре иногда просыпаюсь! Но это уже, мать его, перебор! Тебя убили на моих глазах!
— А тебя на моих, — тихо сказал Саша".ЧТО Я МОГУ ВЗЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ КАК А
- не бояться обыгрывать (повторять, развивать) мотивы, которые у меня уже появлялись. Сейчас кажется, что это будет просто самоповтор. Но со стороны было интересно наблюдать за тем, как один и тот же конфликт или триггер развивается и меняется от рассказа к рассказу;
- смотреть чуть глубже. Дома, в которых монстры живут поколениями — это метафора, зацепившая меня сильнее всех. В рассказе не говорится о том, кто из предков первым поселил в доме монстра и почему родители сами становятся монстрами для своих детей. Для рассказа это, может, и не нужно, но как писателю мне было бы интересно посмотреть на семейную историю чуть глубже и пристальнее;
- давать эмоционального объёма. В последних рассказах появляются не только жертвы домашнего насилия, физического или эмоционального, но и герои, способные помочь им и поддержать. На контрасте холод и тепло играют ещё сильнее.
А ЧТО ЕЩЁ?
Рассказ про подвал, давший название книге — кмк, не самый яркий (кто бы говорил! Я сама назвала сборник не по самому сильному рассказу из тех, что в него вошли. Зато как красиво получилось с обложками! ) Больше всех мне понравилось "Скольжение": может быть, меня сейчас тянет на магреализм, а может, он просто показался мне самым вдохновляющим.И еще удивил рейтинг 12+: по ощущениям там 16. Но кто я, чтобы спорить с ужастиками? )))
Настя, спасибо! Если когда-нибудь увижу твой роман — схвачу не задумываясь. Уверена, он будет читаться так же легко и цеплять так же глубоко!
591