Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Теллурия

Владимир Сорокин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июня 2014 г.

    В книге сквозной темой проходит одна мысль: в каких бы условиях не жил человек, чем бы не занимался, он всегда стремится к счастью, каким его понимает. А счастье ведь у каждого свое. И если человек сам не знает, в чем же оно заключается, всегда найдутся люди, которые решат это за него. И даже если поселить множество героев в далеком от совершенства мире, с очень разными жизненными условиями и проблемами, всегда будут те, кто мучается и ищет, и те, кто на этом зарабатывает. Когда-то Нео предлагали на выбор две таблетки, для просветления, так сказать. У Сорокина все прямолинейнее – можно просто вбить особый гвоздь в голову (естественно, не бесплатно и с привлечением специалистов). Вот только реально ли оно, это счастье?

    В будущем автора мир сильно изменился. Европа и Россия распались на отдельные маленькие государства.
    И каждый сам за себя. Однако доказано и не раз, что можно раздробить целое на части, но элементы бывшего целого от этого лучше жить не станут. Можно начертить новые границы, сменить имя, но внутренне себя и свою натуру не поменять (неважно, живешь ли ты в Московии или Рязанском царстве). Ладно, хоть живы остались. Но вот как-то не живется спокойно. И здесь есть разные варианты. Можно создавать внешнее впечатление благополучия, сплочать людей перед лицом общей проблемы/врага (знакомо звучит, не так ли?). Можно пытаться устроиться в жизни как можно лучше, со всеми компромиссами и закрыванием глаз. А можно в одиночку лезть на стену и копить деньги на единственное средство, чтобы обрестить хотя бы кратковременное счастье. И тут на арену выходят гвозди (собственно, они с нее и не сходят). И персонажи книги прикладывают все усилия, чтобы убежать, закрыться от действительности в этом своем озарении.

    Если перемешать текст и сложить снова, то ясно проступят два вопроса «Кому на Руси (название вставить) жить хорошо?» и «Что делать?» Вопросы, как всегда, риторические. Мир будущего в Теллурии похож на хаос (этому способствует и структура книги). Книга разбита на 50 глав, почти в каждой новые персонажи, свои локации и сюжетные истории. Автор играет жанрами и стилем (и иногда заигрывается=). В книге также много отсылок и перефразов русской классики и современных авторов.

    Сорокин – концептуалист и стилист в одном флаконе. Это, на мой взгляд, достаточно интересно. Мне нравится, как порой смысловая составляющая и стилевая живут у него совершенно разной жизнью. Такая вот джойсовская тень за спиной.

    Однако отношение к книге все же неоднозначное. Если рассматривать ее как часть современной русской культуры, то здорово. Недурная идея, упор в самое больное, многообразие стилей, отсылок к классикам и т.д, каждый в ней найдет свое. А главное – все это держится вместе и плавно перетекает из одного в другое. Книгу дейтсвительно приятно читать. Да, есть определенные чисто сорокинские элементы, которые многих раздражают. Но в этой книге они довольно органичны. Если же попытаться вписать ее в мировую традицию (откуда корни во многом и растут), то все это, конечно, было и не раз. И коллекция разностилевых новелл в рамках одно концептуальной идеи, и возвращение в средневековье, и распад целого на мелкие части, и тема бегства от реальности. Однако талант есть, расть куда, надеюсь, тоже есть. Так что это определенно не последняя книга этого автора, которую я прочитала.

    7
    98