Рецензия на книгу
Осень в Пекине
Борис Виан
Аноним6 июня 2014 г.Борис Виан – одно из наиболее неожиданных и приятных для меня открытий за последнее время. «Осень в Пекине» – роман определенно более зрелый, чем завитушечно-романтическая «Пена дней», более жесткий, более «проблематичный» что ли. Хотя во многом эти произведения перекликаются: имеют ряд общих героев, обличают одни и те же социальные институты, имеют схожую любовную линию.
Абсурд Виана – это далеко не абсурд ради абсурда. Это гротеск, это фарс, это смех над действительностью. Собственно, сама действительность порой бывает настолько абсурдна, что только такими средствами и можно ее изобличить. Ситуация с построением железной дороги в практически необитаемой пустыне может только на первый взгляд показаться писательским бредом. Разве мы не сталкиваемся с таким абсурдом в действительности? Нерентабельное строительство, оседание средств в карманах у чинуш при сокращении зарплат работников, толпа начальства на пару исполнителей... Знакомые и далеко не вымышленные ситуации, не правда ли? Кульминация, когда оказывается, что дорогу приходится прокладывать через единственное имеющееся в пустыне здание – гостиницу – пик абсурда и виановской, и реальной действительности.
— Ничего не получается, — сказал Анна. — По вашим исходным данным дорога должна перерезать гостиницу пополам.
— Какую еще гостиницу?
— Вот эту. Гостиницу Баррицоне.
— Ну и что? — сказал Дюдю. — Подумаешь! Мы ее экспроприируем.
— А пустить дорогу стороной нельзя?
— Вы не в своем уме, друг мой, — сказал Амадис. — Во-первых, с какой стати Баррицоне поставил свою гостиницу посреди пустыни, не спрося даже, может, она мешает кому-нибудь?
— Но она никому не мешала, — заметил Анжель.
— Вы прекрасно видите, что теперь мешает, — сказал Дюдю. — Вам обоим платят за то, чтобы вы делали расчеты и чертежи. Работа готова?
— Не до конца, — сказал Анна.
— Так вот: идите и доканчивайте. А по этому вопросу я свяжусь с Правлением. Впрочем, не сомневаюсь: намеченная трасса должна остаться на прежнем месте.Абсолютный бред и при этом, если отбросить гротеск, совершенно жизненная ситуация.
Однако на одном полоскании бюрократических заморочек дело не заканчивается. В свойственной ему манере Виан беспощадно расправляется со служителями религиозного культа, медицинскими работниками, представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, выжимающими из своих жертв все соки «самцами», безжалостной толпой, наконец, с собственными неприятелями, о которых несведущий читатель узнает из примечаний к роману. Можно смело считать роман жизненным манифестом Виана, хотя после двух прочитанных книг автора у меня складывается впечатление, что таким является каждый его роман.
Несчастная любовь и тема любовного треугольника, видимо, особенно волнуют Виана, возможно, имеют какую-то реальную подоплеку. Много и правдиво сказано в романе о взаимоотношениях полов, об уделе красивых и некрасивых женщин, «самцовых» и «несамцовых» мужчин. О тех, кто вовсю наслаждается любовными утехами, и тех, кто лишь печально наблюдает за всем этим со стороны. И неоднозначный вопрос, кому из них в итоге проще, легче, «счастливее». Да, мы знали это и до Виана, но как же изящно (или жестоко? или справедливо?) он в итоге разрубает этот треугольник!
Этот роман определенно заставит вас думать на сорок пять градусов левее.
1290