Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Man of Property

John Galsworthy

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июня 2014 г.

    Первую часть "Саги о Форсайтах" я отмечаю и добавляю отдельно потому, что совсем не уверена, смогу ли читать дальше.
    Объём "Собственника" невелик, язык Голсуорси - лёгок, однако чем дальше, тем больше налипает ощущение муторной тяжести от книги и кажется, что сама жизнь руками Форсайтов погребает тебя под собой.

    Кроме тяжести, сильно и чувство раздражения вперемешку с жалостью, причём в отношении почти каждого персонажа. Самая большая порция раздражающего, конечно, источалась Ирэн - этой моделью женщины, символом красоты и погубленного чуда. Ирэн - совершенный, порхающий, ароматный манекен без внутренней жизни и смысла, человек-образ, который мы можем судить только по крохоткам внешних проявлений. Но собирать ли за ней эти крохотки, как ниточки платья, как платки и цветы? Спасибо, я не Босини, изящный и тоже совершенно нечеловечески образный, через-край-романтический Босини. Тонкокожие падшие ангелы на фоне грубых и глупых форсайтов (употребляю в нарицательности, как и Голсуорси, дражайший презретель буржуазности, сделал это) - что ж, ярко, но старо.
    Мне, уже привыкшей к людям без прикрас - в том числе и в книгах - не верилось в трепетные идеалы писателя, и его творцы "Страсти и Красоты" так и остались не живущими, а лишь обозначающими.
    Несколько живее поданы Форсайты, однако не можешь отделаться от ощущения, что они тоже - проводники неких коллизий, символы неких черт, а все вместе - тщательно прописанный столп общественного мировоззрения, о котором будет сказано ниже.
    С другой стороны, я всё же сострадала этим обозначениям, сопереживала обозначаемому, восхищалась изысканной тонкостью знаков Голсуорси. Всё в романе происходит так легко и мимолётно, не познаётся, а ощущается как-то по-чеховски трагикомично.
    Наряду же с этой камерной, интимной стороной, отражающей драмы человеческих отношений, раскрыта ещё одна сторона - общество современников Голсуорси в целом. Он видит его как мир, в котором всё измеряется понятиями купли-продажи - в том числе и те самые тонкие чувственные материи. Ключевое для Форсайтов и форсайтов понятие - собственность. Так или иначе это проявляет каждый показанный в романе герой - лишь нездешние странники Ирэн и Филипп, конечно, рождены не для этой грязи и всячески страдают от.

    И тут в самом деле невозможно встать на чью-либо сторону, категорично поплевать в неприспособленных бабочек или осудить меркантильных буржуа. Остаётся лишь думать о том, что первично - главенство денег, испортившее общество, или общество, возведшее капитал в абсолют? Решившее однажды, что счастье покупается за деньги, утвердившее навсегда, что состояние - единственный и главный фундамент семьи? Закрепившее контрактами обязанности интимного толка и проявления чувств, сделавшее их собственностями тех, кто мог себе позволить?..
    Думается, чтобы понять эту книгу во всей полноте, нужно очень хорошо разбираться в британской истории, в тогдашнем укладе, в тонкостях морали тех лет, иначе о многом остаётся лишь догадываться.
    Ибо романтик и поэт Голсуорси был, кажется, близкий к эстетизму бунтарь, сродни Уайльду и Уистлеру. Хоть его бунты иногда тонут в сахаре, они чувствуются даже сейчас, а через картонные обороты и пышность фраз сквозят любовь и мука.

    Мука и читать - такая, что поспешаешь через все красивости бегом; и думать после - слишком уж неоднозначно при том, что слишком классически. Потому дам "Саге" и себе время.
    Время на размышление, на взросление, на продолжение или вежливый отказ.

    11
    191