Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ballad of Songbirds and Snakes

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    Аноним13 октября 2023 г.

    Пока не придет болотный картофель

    «Голодные игры» я читала еще в школе, а значит, это было так давно, что ребят, которые в этом году школу заканчивают, еще даже в планах не было. Тогда я была вся из себя утонченная интеллектуалка и больше любила «Королевскую битву», но «ГИ» мне тоже понравились. Формула «Battle Royale» редко дает осечки.

    Если дать читателю хоть сколько-то симпатичных персонажей (особенно, если это будут дети) и поместить их в обстоятельства, где им придется делать ужасные вещи и где в любой момент они могут погибнуть – и большинство их них погибнет обязательно – читатель наверняка проникнется. Да, у меня даже в школе были вопросы по поводу самой идеи Голодных игр, распределения ресурсов и достоверности мира, но есть истории, где мы можем просто принять правила игры – хехе – если в нее интересно играть. И если правила этой игры таковы, что в ней существует эта бессмысленная ежегодная бойня – пусть будет так.

    От «Баллады» я тоже ничего сверхъестественного не ждала.

    Худшее,что моему мнению могло случиться – это банальный поворот «Люси убили и Кориолан стал злыднем».

    И поначалу «Баллада» даже превосходила мои ожидания. Да, не обходилось без милых глупостей – например чудесный момент, когда в городе, где люди уже буквально друг друга жрут, на улице лежит мертвая горничная в белых носочках и лаковых туфельках, и мужик, воровато озираясь, отрубает ей ногу. Видимо, остальная горничная была невкусная. Или он так очаровался носочком, я не знаю.

    Мотивация существования Голодных игр в данном сеттинге выглядит еще удивительнее – истощенный войной город, где некоторые аристократы до сих пор капустный суп жрут, занимается тем, что тыкает палкой в только отбунтовавших пролетариев, которые их только что чуть не уничтожили. Сами пролетарии особо за своих детей не переживают, даже телевизор не смотрят, чтобы посмотреть, умерли они или нет. Но за это я их осуждать никак не могу – Игры представляют собой в высшей степени унылое зрелище. Это мир, где есть сканер сетчатки, дроны, генная инженерия и днк-тесты, позволяющие определить, кто чихнул на автомат, но нет лишних микрофонов и камер с функцией ночной съемки(или прожекторов, которые будут освещать арену круглосуточно). Удивительный мир.

    В общем, сова лора стала натягиваться на глобус достоверности с еще более отчетливым треском.
    Но в целом, все шло неплохо. Нам пытались задавать серьезные вопросы, и я даже уверена, что из Кориолана пытались сделать что-то вроде его шекспировского тезки – не реального исторического персонажа, а именно шекспировского героя. Это было даже трогательно.
    Потом пошла любовная линия, и история, которая до этого шаталась, но стояла,начала заваливаться. Люси – специфический персонаж. Все эти побегушки с микрофоном и прочие подростковые демонстрации уровня «вот сыграю на школьной дискотеке на гитаре, тогда-то Ваня из 8 Б сразу поймет, какая я крутая!» – это сбивало и так невысокий градус драмы. Еще, кстати, были вопросы к тому, куда делись музыкальные инструменты. И музыканты. В голодный год печи виолончелями топили? За войну все, кроме одного странствующего коллектива, разучились играть?

    Но я опять отвлеклась. Любовную линию история тоже кое-как пережила. В конце концов, вся влюбленность держалась на подростковых гормонах и кризисной ситуации. Когда кризис миновал, закономерно пошла на спад великая любовь.Но внезапно еще и оставшаяся достоверность и проработка характеров куда-то делись.
    Все, что происходит после игр, не рефлексируется, не чувствуется – рефлексия просто проговаривается. От «ах, я хочу покончить с собой» до «ах, я так рад видеть эту девочку, с которой у нас такая ах-любовь».

    То, к чему герой приходит в конце – это просто запредельный уровень лени. То есть мы все знали, к чему персонаж придет – нам в основной трилогии наглядно показали – но как из вот этого трусоватого, инфантильного, малодушного, но не лишенного тяги к хорошим поступкам и большим чувствам мальчишечки выросло то, что выросло?

    А вот так. Просто Кориолану вдруг будто надоело играть трусоватого-малодушного, но неплохого парнишку, и он наконец-то стал собой. И я бы сказала, что он всегда был просто нехорошим человеком, а под конец это вылезло, но момент с платочком и пудреницей это опровергает. Это то, что он делал, рискуя собой и своим без того шатким положением. Он в этом, кстати, ни разу не раскаялся. И за друга своего и соечку он вполне рефлексировал, что-то там мучился, дергался, а потом не просто забил на это, но еще и начал цинично использовать. Ну если он такой злой изначально - зачем стесняться, пусть надежда на возвращение положения и будет мотивом для отправки птицы. Вот тогда я бы поверила.
    Финальный конфликт начался и развился так внезапно, что попытки сделать из этого вотэтоповорот, о котором нас предупреждали, выглядели довольно жалко. И, чтобы окончательно добить малейшую его остроту, змею сделали не ядовитой. Это тоже было по-своему трогательно.

    Пожалуй, этими словами можно резюмировать все мои впечатления от этой книги. «По-своему трогательно». История не выросла, не стала серьезнее, наоборот ушла еще глубже в подростковые рефлексии и демонстрации. Тема «ненавижу соек-пересмешниц» – это просто дерганье несчастной совы на глобусе за хвост, чтобы потешить фансервис. Тема «китнисс – это такой болотный картофель» была забавная. Это явно было место «здесь мог бы быть ваш торжественный момент», потому что однажды за Кориоланом придет его сойка-пересмешница. Но этой истории больше подойдет вывод о том, что «Сноу всегда побеждают, пока за ними не приходит болотный картофель».

    14
    952