Рецензия на книгу
В списках не значился
Борис Васильев
Аноним31 мая 2014 г.От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых...Песня из фильма "Офицеры" отражает суть романа Б. Васильева: произведение посвящено безымянному герою (который, однако, в произведении назван Николаем Плужниковым) -- одному из тех, кто мог бы остаться незамеченным по документам, по спискам, в которых не значился, но вошедший в историю благодаря мужеству, патриотизму и стойкости, проявленных в борьбе с фашистами. Благодаря подвигу этого и других героев была одержана победа в Великой отечественной войне; сражаясь с врагами и погибая в войне, они закладывали фундамент современного мира.
В произведении показано духовный и физический рост лейтенанта Красной армии Николая Плужникова: изменение его взглядов на жизнь и смерть, время, любовь, окружающих людей и вещи; видно, как он учится терпению, закаляет характер, и проходит путь от ведомого до командира и, наконец, единственного защитника Брестской крепости.
В начале произведения Коля предстает как мальчишка – самоуверенный, тщеславный, немного нелепый. Он еще не понимает, что служба – это не игра, поэтому так страстно желает стать разведчиком; служба для него скорее способ самоутверждения, поэтому он огорчается, когда его назначают на странную должность «куда пошлют». Есть в персонаже что-то от героя А. И. Куприна – подпоручика Ромашова, тоже по сути ребенка среди прочих прожженных жизнью солдат.
Однако подвиги и слава настигают Плужникова сами, по воле обстоятельств: влюбленность – не тот поезд – ресторан – случайные встречи – задержки — и вот он уже в самом пекле сражения, и, как оказывается, война и настоящая, реальная служба со всеми их ужасами, несправедливостью, лишениями не столь радужна, как представлялось Коле на первый взгляд.
Поначалу он трусит, медлит, вспоминает родственников (мать, сестру, возлюбленную Валю) и сопоставим здесь уже с другим героем, тоже, кстати, Николаем – Ростовым, который, думая во время боя о близких, воспринимает смерть как абсурд: «И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?».
Подумав так, он испугался, что накличет беду, стал поспешно внушать себе, что ему очень не повезло, но внутренняя убежденность, что его, лейтенанта Плужникова, невозможно, немыслимо, убить, стала сильнее всяких заклинаний.Но позже героя войны XX века настигнет конфликт – не экзистенциальный, но близкий к нему: он все же осознает конечность жизни, правда, не своей, размышляя о безвинно погибших, попадает в ситуацию выбора и должен либо уйти с ними по доброй воле, либо, преодолев депрессию, сделать так, чтобы гибель товарищей не стала напрасной. Плужников выбирает второе, и уже перед нами не юнец, а сознательный лидер, который время от времени поддается эмоциям, то и дело хватается за оружие, но может высказать свое веское слово, вдохновить на подвиг. Теперь его речи коррелируются с другой цитатой все из того же фильма "Офицеры". Да, есть такая профессия - родину защищать.
Я вернусь. Я просто ухожу на работу. Ведь уходят же мужья на работу, правда? Вот и я тоже. Просто у меня такая работаПеремены в Коле происходят не без поддержки Мирры. На войне нет прошлого и будущего – есть только здесь и сейчас, что ярче всего раскрывается через историю любви. Овеянный романтическим ореолом образ Вали постепенно стирается из памяти – возникают чувства к той девушке, что находится рядом, пусть даже эта девушка хромая, некрасивая, обезображенная войной: голодом, страхом, отсутствием тепла и света.
Беременность Мирры, с одной стороны, контрастна по отношению к атмосфере произведения, к военному положению, кажется абсурдной, а с другой стороны, и на войне жизнь продолжается.
Хотя произведение написано в 1974 году и посвящено тем событиям, которые происходили в 1941м, когда религия была под запретом, героям помогает бороться их вера, бог, да и само повествование завершается цитатой из молитвы: «смертию смерть поправ».
Финал шокирует: те дрожь, холод, волнение, которые он вызывает, не позволяют назвать его чисто формально-патриотическим или пафосным, так как по-настоящему ощущаешь, что:
…Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.1398