Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
Аноним1 сентября 2009 г.С творчеством Брэдбери до романа мне пришлось столкнуться всего один раз. Это был рассказа "Огненный столб",в котором рассказывалось про уничтожение кладбищ и сжигание старых гробов и надгробных памятников в одном огромном крематории. Интересна стихия огня - она важна для Брэдбери, она как поле для размышлений; интересно то,что писатель по знаку зодиака - Лев, а стихия Львов - огонь, но я думаю, что этот факт мало повлиял на выбор осмысления того круга проблем, которые создает огонь.
Итак, "451 градус по Фаренгейту"... Научно-фантастический роман-антиутопия, описывающий тоталитарное общество, в котором почти стерты какие-либо ценности, которое опирается только на массовую культуру и потребительское мышление; которое уже на грани самоуничтожения.
Роман начинается со слов: "Жечь было наслаждением". Брэдбери рисует происходящее с точки зрения наблюдателя, для которого это является уже прошлым; который как бы в стороне. Главное действующее лицо - Гай Монтэг, пожарник, который занимается отнюдь не тушением пожаров, а их раздуванием, рождением огня, который может только уничтожать и ничего более. Однажды после работы ему встречается девушка, которая, казалось, "не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой". Легкостью и матовой нежностью очерчен образ семнадцатилетней Клариссы Маклеллан (ох уж этот возраст!...), сыгравшей огромную роль в перемене сознания Монтэга. "Запах керосина. Дочиста его ни за что не отмоешь." - "Да. Не отмоешь." Вот приговор, вынесенный пожарникам! "Вы слишком много думаете", - говорит Монтэг Клариссе, еще не осознав той простой истины, что человек создан думать, созидать и созерцать, а не быть бездушным кусочком паззла огромного индустриального общества. О чем говорит одуванчик, если им потереть под подбородком? О том, что вы влюблены. Кларисса открыла глаза Монтэга, убила эту нетрезвость затуманенного сознания. К Монтэгу приходит ряд извечных вопросов: "Кто я? Зачем я пришел на эту землю? Каково мое призвание? Как нужно прожить жизнь?" И он осознает, что он больше не может уничтожать то, что много лет назад созрело в голове и было изложено на бумаге; перед чем преклонялись и чем восхищались, в чем искали ответы и разгадки.
Монтэг узнает, что он не одинок в своем деле. Есть люди-затворники, которые учат книги наизусть и передают их из уст в уста. Раньше люди тоже передавали произведения друг другу посредством речи... Но делали они это по причине того, что еще не умели писать, а не по причине того, что читать и думать - наказуемо. Рядом с этими людьми Монтэгу открылось новое для него, но старое и знакомое для нас свойство огня - огонь согревает. Птица феникс порождается огнем и уничтожается в нем же. Люди похожи на эту птицу. Однако люди знают, какую глупость они совершили, у них есть возможность оглянуться назад, осознать свои ошибки и перестать кидаться в огонь, потому что каждое поколение оставляет людей, которые помнят об ошибках человечества.
Страшной и зловещей фигурой в романе является механический пес, отыскивающий неисправимых диссидентов - смесь bestia и паука, восьминогий запрограммированный робот. И сейчас уже достаточно таких роботов, но они созданы помогать человеку, а не выискивать и уничтожать его.
Еще одна значимая фигура в романе - Фабер. Скрытый в своем доме от окружающей жизни, не имеющий огромного экрана с "родственниками", этот человек несет в себе образ того прошлого, в которым главным провозглашались умение человека мыслить и излагать эти мысли. Этому герою противна современность пустой и бессмылсенной жизни, где человек, сбив насмерть себе подобного, навряд ли даже остановится, а будет нестись дальше навстречу бессмысленным приключениям. Увидев книгу в руках Монтэга, Фабер будто ожил, его лицо, серое и тусклое прежде, налилось сиянием и благодарностью. Так же и мы - выходя из книжного магазина, бережно, как бы скрывая от других, несем с собой кусочек чужого мира, который, возможно, станет частью нашего, ведь создавший его человек готов поделиться...
...Так же и я, бережно перелистывая страницы сочинений Марка Аврелия, Платона, Гёте, Гюисманса и того же самого Брэдбери, впитываю в себя эти сокровенные знания, чтобы поделиться ими...
Я не люблю аудиокниги. Я не люблю книги в цифровом формате. Я люблю ощущать нежность страниц и никогда при моей жизни они не исчезут при температуре 451 градус по Фаренгейту.16124