Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Колдовское кружево

Диана Чайковская

  • Аватар пользователя
    vetathebooksurfer11 октября 2023 г.

    И это пройдет

    Глубоко в лесу, на границе мира Живых и Мертвых, живет ведьма Костяная Ягиня — местные жители часто обращаются к ней за советом, травами и заговорами, но все равно побаиваются и сторонятся, распуская небылицы, мол, она с кем-то там милуется и кого-то слопала с голодухи. Иногда в избушке появляются девушки из соседней Радогощи: одних позвали духи умерших в зачарованный лес, другие сбегали из-под венца, третьих надеялись поступить в ученицы. Далеко не каждая девушка выживет в лесу, многих успели утопить в реке русалки или задушить в плясках. Однако, Ягине нужна преемница, прежде чем уйти на покой, иначе некому будет охранять Грань между мирами Живых и Мертвых.

    Если вы читали «Цирцею» Мэдлин Миллер, то примерно представляете основную канву сюжета: главная героиня, Василика, добегалась до изгнания, надеется стать сильнее, поддается жажде мести, но в конце концов, примиряется с тяжелой долей и даже видит положительные стороны. Обстоятельства у Василики не такие уж страшные, мачеха здраво рассудила: если девушке непременно хочется жить на воле — пусть живет. Однако, чем дальше в лес, тем больше дров: Василика селится все дальше и дальше от Радогощи, постепенно превращаясь из гостьи в полноправную поселенку мира Мертвых.

    Та самая пресловутая атмосфера сквозит в тексте из всех щелей: пусть один князь пошел войной на другого, настала зима, захватчиков выгнал голод - лесу на Грани нет дела до людей.

    Очень много времени отводится чувственной стороне: молодой девушке хочется "гулять", но единственный вариант выйти из-под опеки дома - замужество - оборачивается точно такой же неволей. Писательница пытается показать противоречие человеческой натуры: тебе столько твердят об опасности, что в какой-то момент ты начинаешь надеяться, а вдруг не обидят, вдруг пожалеют. Это возвращаясь к вопросу Василики, почему же девушки в Радогощи все-таки выходят замуж, если дома плохо, а с "любимым" еще хуже. Откровенно говоря, риторика балансирует на грани: Василику, конечно, никто не винит, что она поддается на "соблазн", но у нее самой все равно остается в душе осадок. Получается, она винит себя, что вышла к потенциальному "обидчику", надеясь на авось, вдруг не "обидит". Ну, начнем с того, что "обижать" никого нельзя. И да, все это подается под соусом неопытной наивной девочки, которая решила, что ей виднее, ведь она уже и с навками водилась, и по лесу рыскала. Идет время, девочка взрослеет и прощает - просто потому, что больше никто не поднимет руку, не осмелится.

    В целом, это очень философское повествование о ценности одиночества и независимости.

    И давайте, напоследок, поговорим о минусах: считается, что автор должен не рассказывать нам, а показывать, что происходит, о чем думают герои, кто они на самом деле. В Мести нам, наоборот, нарочито очень много рассказывают. Наверное, это авторский прием, и, конечно, рассказывают нам красивым сказочным языком, прям аж мурашки бегают, но рассказывают.

    Как таковой сюжет книги сводится к "И это пройдет". Да, Ягиня охраняет границу мира Мервых, да, избушку посещают три брата, Кощей вообще человек, застрявший между мирами, но во многих сюжетных аспектах, мир напоминает авторский: авторскую историю о сильной женщине, которая приходит к одиночеству, как в высшей ценности, самостоятельно, без постороннего вмешательства.

    Порекомендую любителям мрачных сказок про могущественных ведьм, постепенного развития героини и атмосферы русских сказок про Бабу-Ягу и русалок.

    4
    140