Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
drdarrina7 октября 2023 г.В центре сюжета предстает Клайд Грифитс, выросший в семье людей, руководящих миссией. Они бедны, как церковные мыши, и так же, как они, набожны.У Эйсы и Эльвиры четверо детей и все они мечтают поскорее убраться из дома и не ходить по улицам и петь псалмы. Эста так и делает - сбегает из дому, но вскоре возвращается в положении, брошенная человеком, который обещал на ней жениться.
Клайд же устраивается работать рассыльным в дорогом отеле и вот его первый шаг не в ту сторону. Там он знакомится с ребятами и взрослыми людьми, для которых в жизни нет ничего важнее, чем деньги. Ребята юны и совершают необдуманные поступки, но мы можем это простить - это же молодость.
После проступка в Канзас-Сити Клайд уезжает в Денвер, где его тоже ничего хорошего не ждет. Он не развивается духовно, стоит на месте, а свой поступок в Канзас-Сити никак не осмысливает.
Далее дядюшка устраивает его на работу на свою фабрику, и это становится ключевым событием. Потому что молодой, юный Клайд вкушает плод высшего общества и в какой-то мере богатства (он пытается таким выглядеть). Несмотря на наставления дяди и двоюродного брата, он заводит роман на службе, очень серьезный и глубокий, и совращает девушку манипуляциями и шантажом. Это мы тоже можем простить Клайду, но искренне возмущаемся.
То, что случается дальше, - простить уже нельзя. Клайд превращается в отвратительного молодого человека, которого не стали бы приглашать ни в один дом, зная, что он делает. И мы понимаем, что этот самый вкус высшего общества, знакомства с этими людьми его испортило. И он поплатился за свои деяния.
Но в чем, собственно, проблема? Проблема воспитания выступает на первый план. Конечно же, то, как воспитывался Клайд и Эста не останется незамеченным. Клайд и Эста сбежали из дома, Клайд и Эста оказались в трудном положении. Набожные родители, которые относились слишком строго к своим детям, однако не смогли дать им ничего хорошего и важного для жизни, что и привело к таким результатам.
Еще одна проблема - очень явственная - это проблема высшего общества, проблема выгоды. Начиная с истории в Канзас-сити, мы видим, что все вокруг Клайда живут ради наживы и успеха. Та же Гортензия использует Клайда, чтобы получить того, чего хочет. Далее мы видим эти примеры повсюду - люди не могут относиться к другим бескорыстно, им обязательно что-то нужно. Даже в высшем обществе. А в низшем - где у людей нет денег, и подавно.
Однако здесь ключевыми личностями являются Семюэль Грифитс и Роберта Олден. Семюэль - дядя Клайда - богат, принадлежит к высшему обществу, но при этом не ищет своей выгоды во всем и вся. Когда Клайда отдают под суд, он говорит, что готов помочь лишь в том случае, если он действительно не виновен, и ему все равно, как изменится их положение в обществе после этого. Роберта Олден - возлюбленная Клайда - нежна и чиста, как ангел. В ней нет никаких злых помыслов, она не стремится прыгнуть выше своей головы, карабкаясь при этом по чужим плечам. И посмотрите что случилось с Робертой в итоге: ее убили. Заслужила? Конечно, нет. Только в этом мире побеждает не честность и справедливость, а сильнейшие, Роберта в этот круг точно не входит.
Клайд же, пытавшийся прыгнуть выше головы, тоже остался ни с чем - потому что это не его путь. Это не его положение. Он зря старался.
Главная тема в этом романе - это касты. К сожалению, они существуют и до сих пор, причем высшее обществе - не значит люди благородные и честные, они просто богатые, и на этом строится вся их жизнь.
Мне безумно понравился роман, потому что как будто бы если не вчитываться, можно и не увидеть второго дна, все очень легко читается, плавно идет повествование.
10/10Содержит спойлеры6478