Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним25 мая 2014 г.В петербургском метрополитене висят плакаты, с которых Президент СПбГУ профессор Людмила Вербицкая призывает жителей города использовать вместо иностранных слов русские эквиваленты:
Предвижу появление на таких плакатах слова "бебень" — до того этот лингвистический паразит укоренился в речи многих петербуржцев!)))Итак, "Облачный атлас": секстант на обложке, секстет в названии, Сиксмит в персонажах.
В довольно увесистом издании заключены шесть косвенно связанных между собой новелл, пять из которых обрываются на самом интересном месте и продолжаются после окончания центральной постапокалиптической. Эта разбивка историй на две части сыграла с книгой злую шутку: обеспечив интригующую форму, лишила каждую новеллу цельности — при задорной, интересной и многообещающей завязке, сумбурное и невнятное окончание. Будучи человеком до невозможности инерционным, мне было невероятно сложно резко переключаться с одной истории на другую, каждый раз заново подстраиваться под темпоритм и стиль повествования. Постепенно нарастало чувство раздражения, дисгармонии и фрустрации из-за отсутствия логической точки каждой сюжетной линии, даже появилось некое внутреннее противление тексту, апогей которого настал на исповеди картавого козопаса. Читала, с трудом продираясь сквозь сонмы букв и, буквально сочилась ядом, но перевалив где-то за середину и выпустив пар, ушла в читательский запой.
По ощущениям, "Облачный атлас" представляет собой не единое произведение, а шесть стилистически выверенных под описываемую эпоху и события историй. Книгу вообще отличает обилие детальных описаний и концентрация на мелочах, которые создают неповторимую атмосферу и изрядный текстовый объём. Наверно, поэтому так легко узнаваемы семидесятые, а антиутопия и постапокалипсис Митчелла настолько правдоподобны, насколько, впрочем, и неоправданно затянуты. Новеллы неравнозначны, а потому, при желании, поддаются ранжированию. И если, я буквально обомлела от залихватски-лиричных писем авантюриста-композитора и искренне оплакивала трагическую судьбу фабрикантки, то от историй плутоватого книгоиздателя и журналистки, раскрывающей корпоративный заговор, сильно разило дешёвой дэнбраунщиной.
К сожалению, в книге форма превалирует над содержанием, хотя не так явственно, чтоб это произведение не приковывало к себе внимание и интерес. При изрядной приключенческой составляющей, оно во многом философично. Основные смысловые посылы невероятно актуальны, но настолько прозрачны — а для пущей ясности ещё и сформулированы открытым текстом на кипельно-белых страницах — что их даже как-то неловко озвучивать. На поверхности: цикличность бытия и духовная деградация общества потребления, чуть поглубже — моя излюбленная тема "как выпестовать и сохранить в себе Человека".
В фильме "Приходи на меня посмотреть" по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала" главная героиня попрекает случайно забредшего к ней гостя: "Нельзя быть джентльменом только один вечер. Не стоило и начинать". Так вот, в моём понимании, "Облачный атлас" повествует прежде всего о том, что нельзя быть Человеком только одну жизнь. Не стоило и начинать.1140