Рецензия на книгу
Мир, полный демонов. Наука — как свеча во тьме
Карл Саган
Аноним23 мая 2014 г.Если вы никогда не слышали имя Карла Сейгана (Сагана), то это только потому, что никогда не интересовались астрономией. Книга же, которую вы будете держать в руках (а я очень надеюсь, что когда-нибудь будете, даже если просто передавая своему ближнему) не касается проблем космоса. Точнее говоря, касается, и даже вскользь, но по большей части в другом смысле — мира умственной деятельности человека, определяющей его бытие. Неспроста она и называется «Мир, полный демонов»: это затягивающее представление среднестатистического сознания, не обременённого скептицизмом и не вооружённого критическим мышлением. Почему люди верят в заведомую ложь, противоречащую научным фактам — вот главный вопрос, который под разными углами поворачивается к нам, повинуясь авторскому замыслу. Надо предупредить, что здесь нет именно научпопа, который объясняет все «тёмные» моменты. Блистая эрудицией, меткими цитатами и логической выверенностью суждений, Сейган разбирает по косточкам данную социальную проблему, и ему очень многое удаётся показать.
Спустя восемнадцать лет — на русском языке, эта последняя печатная работа автора как никогда актуальна и для нашей страны. Интересно, что Сейган заметно часто иллюстрирует её историческими сведениями, связанными с СССР (включая и личный опыт). То, через что проходили и ещё продолжают проходить с середины века США, начиная с девяностых цветёт пышным цветом и у нас. Это и снижение качества образования, и повальное увлечение паранормальным, и насаждение низкопробных ценностей. Есть и специфические для сейгановской реальности обзоры. Всё вместе создаёт занятную, но и не очень радужную картину. Кратко — проблема, которая заключена меж двух крайностей: тех, кто понимает, что из себя представляет знание, и тех, кто думает, что понимает.
Вскрытие противоречий происходит без какого-либо перевеса в ту или иную сторону. Позиция обусловлена явно: вера и наука не совместимы. Учёные при этом не обеляются (не все последствия их работы положительны), а необразованные не очерняются (тут способствует исторический климат). И всё же стремиться надо к лучшему, так как интеллектуальная недоразвитость может привести к общественному коллапсу, новому средневековью, из которого ценой малой крови не выбраться. Это наша жизнь, и воспитание надо начинать с себя, если мы хотим жить в светлом будущем.
Любой адекватный человек увидит опасность в разрушении фундамента науки, которому способствуют как общественное, так и государственное попустительства во всём их многообразии. Девиз книге, который можно придумать: образовался сам — помоги другому. Карл Сейган с радостью делится с блуждающими во тьме свечой и будто бы говорит тому, кто не задаётся «тупыми» вопросами: «Вот тебе инструмент познания. Глаза у тебя есть — рассматривай, присматривайся лучше. Только тогда ты начнёшь что-то понимать. В темноте тебе кажется, что видишь драконов, но это всего лишь иллюзия, порождённая от недостатка знаний. Мир сложнее, чем тебе кажется. Если хочешь преодолеть суеверный страх, зажги свечу, которую сделали предыдущие любопытные люди, и тогда у тебя появится шанс осветить и, может быть, даже улучшить освещение тёмной комнаты мироздания для будущих поколений».
12171