Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Last Seen in Massilia

Стивен Сэйлор

  • Аватар пользователя
    aoi_dahlia30 сентября 2023 г.

    Was it the world that wore a mask of deceit, or was I the veiled one, unable to see beyond the veil of my own illusions?

    Серия Roma sub rosa меня невероятно зацепила. Прежде я читала детективы в относительно современном сеттинге, но в 2020 году решила попробовать исторические и начала с "Хроник брата Кадфаэля" Эллис Питерс. Мне понравились "Страсти по мощам", но не настолько, чтобы сразу читать серию дальше, чего-то как будто не хватало. Тогда я решила поставить брата Кадфаэля на паузу и поискать по тегу "исторический детектив" здесь же, на Лайвлибе. К "Хроникам Кадфаэля" я позже вернулась, но это другая история.

    Так я вышла на подборку Roma sub rosa. Оказалось, не хватало мне именно чего-то такого.

    В этой серии книг герой автора Гордиан Сыщик (Gordianus the Finder) вписан в исторические события ответственно и достоверно (на мой дилетантский, мало разбирающийся в истории Античности взгляд; основные вехи жизней почти всех исторических личностей, упомянутых в книгах, я гуглила и не нашла реально значительных несостыковок). Для сюжета лишь добавлены детали, которые в отсутствии противоречия в исторических источниках,  использованных автором (историком Античности по образованию, как я поняла) можно трактовать по всякому. При этом в каждой книге присутствует детективная интрига и одновременно раскрывается контекст происходящих событий, так чтобы можно было погрузиться в них полностью. Эффект погружения очень классный. И период для такого "вписывания" персонажа выбран ужасно насыщенный — бурные последние годы существования Римской республики.

    На данный момент я прочла 8 из 16 книг серии (в подборке на ЛЛ некоторых не хватает).

    Так рада, что могу читать её в оригинале, но и грущу, что до сих пор нет в продаже перевода остальных книг, кроме первых четырёх, а также что уже переведённые не переиздают.

    В предыдущих книгах мы познакомились с Гордианом, когда он ещё был в расцвете своих сил. Судьба свела с их Цицероном, их первое совместное дело в книге Стивен Сейлор - Римская кровь .

    В дальнейших книгах по внутренней хронологии Гордиан постепенно, как и все мы, стареет, но его жизнь едва ли становится менее напряжённой. Всё потому что он уже заслужил себе определённую репутацию, сам Цицерон назвал его “честнейшим человеком в Риме”. И каким-то неведомым образом, — возможно, как думает сам Гордиан, благодаря тому, что богам всё ещё интересно за ним наблюдать, — он остаётся нейтральной стороной даже тогда, когда Римская республика погружается в пучину хаоса. Как раз тогда когда весь привычный мир разделяется на тех, кто поддерживает коррумпированный, слабый, но тем не менее легитимный Сенат, поставивший во главе Гнея Помпея Магна (“Великого”), и на сторонников “выскочки” Юлия Цезаря. Все вокруг, в том числе Цицерон, подозревают, либо стараются толкнуть Гордиана в сторону одного или другого. Так сказать, кинуть жребий на кого-то из двух этих великих и ужасных полководцев. Но Гордиан как всегда пытается насколько это возможно сохранять нейтралитет, даже понимая, что привычная жизнь трещит по швам.

    В предыдущей книге, Steven Saylor - Rubicon , Гордиан, как и в  Steven Saylor - A Murder on the Appian Way , был вынужден стать ищейкой Помпея. Если в “Убийстве” Помпей официально нанимает его, как нейтральное лицо, способное узнать правду о смерти Публия Клодия Пульхра, то в “Рубиконе” Помпей вынуждает его; он отбирает у него выбор, и Гордиан вынужден начать расследование, вновь покинуть стены Рима в своём немолодом возрасте (61 год).

    Вот и в “Пропавшем/их в Массилии” (“Lost in Massilia”) Сыщик уже отнюдь не молод. В конце “Рубикона” вскрывается сразу несколько тайн, и по возвращении в Рим Гордиан почти сразу же собирается в новое путешествие.

    Неизвестный посылает анонимную записку в дом Сыщика в Риме. Записка эта сообщает, что его сын Метон, — тот самый бывший раб, ныне приёмный сын Гордиана и гражданин, служащий личным секретарём Цезаря — погиб в Массилии.

    Цитирую саму книгу: The pain of not knowing gnaws at a man, robs his sleep, poisons every breath. (Незнание истязает человека, лишает его сна, отравляет каждый его вдох).


    И ещё цитата: "Uncertainty allowed for doubt, and doubt allowed for hope; but false hope was surely crueler than the grief of certain knowledge." Неизвестность порождала сомнение, сомнение позволяло надеяться. Но надеяться напрасно — куда более жестоко, чем знать наверняка.

    Гордиан Сыщик не в силах проигнорировать такое послание. Ему необходимо выяснить, что же случилось с его сыном.

    Конечная цель путешествия — Массилия, ныне французский город Марсель. Это бывший древнегреческий полис. Массилия всегда была союзником Рима, но в описываемые в романе времена ещё оставалась свободным городом. Именно туда сбегали римские изгнанники и политические неудачники, такие, как Тит Анний Милон и Гай Веррес. Туда же стеклись остатки приверженцев Луция Сергия Катилины.

    И вот прямо сейчас Массилия в осаде. Тимухи (timouchoi), правители города из среды купцов, приняли решение поддержать того, кто всё ещё оставался законным “ставленцем” Сената, то есть Гнея Помпея. А у стен города — солдаты Цезаря. Сам Гай Юлий Цезарь ещё не там, он отправился на запад разобраться с силами Помпея в Испании. Но и он должен вскоре вернуться, и судьба Массилии будет решена.

    А пока город под осадой и со стороны суши, где военачальник Гай Требоний готовит какую-то операцию, и со стороны моря, где за соседними островами ждут построенные в спешке корабли нового флота Цезаря.

    Гордиану вместе со своим зятем, Давусом, нужно попасть в город. Тайна жизни или смерти Метона не даёт ему покоя. Но Требоний отправляет его назад в Рим.

    Как попасть в осаждённую Массилию? Что ж, Гордиан с Давусом находят способ, и он едва не стоит им жизней. А за стенами города царит отчаяние, и на глазах (но не совсем под носом, что важно) у наших героев происходит убийство, один из моих любимых моментов книги. Убийство ли? Версии у всех свидетелей разнятся. И, конечно, Гордиана, чья репутация известна уже и за пределами Рима, просят расследовать это дело, на что он соглашается в том числе, потому что так или иначе они с Давусом буквально застряли в Массилии.

    Мне показалось, что из прочитанных книг серии “Lost in Massilia” на данный момент самая fast-paced и action-packed, хотя всё равно всё очень плавно, без шероховатостей. Столько всего происходит! Сам Гордиан мысленно иронизирует, что как-то не ожидал, что на старости лет станет не осторожнее, а безрассуднее))


    It seemed to me that in my younger days I had always been methodical and cautious, slow to take any step that might be irrevocable, fearful of making a mistake that might lead to the worst possible outcome. How ironic that in my years of hard-earned wisdom I should become a creature of impulse, a taker of wild risks. Perhaps it was wisdom after all for a man to turn his back on fear and doubt and trust to the gods to keep him alive.

    Один из финальных поворотов я предугадала, уж очень много было звоночков и намёков, но ещё два — нет, оба сильно удивили.

    В принципе признаюсь этой серии в любви за красивый язык и перевода, и оригинала (всё на мой вкус, естественно). Разве что, кажется, в переводах были несогласования в записи имён (Бетесда — Вифания, и т.п.). В переводе читала первые три книги, остальное уже на английском.

    А ещё люблю Roma sub rosa за философию между строк.


    Nothing comforts the wretched like having someone even more wretched to despise.
    What is it to be a lemur, after all, but to be written out of the world's story, to become a name spoken in the past tense, to mutely watch from the shadows while others carry on the tale of the living?

    Не менее интересно, что же там дальше, уже скачала следующую по порядку историю.


    Пожалуйста-пожалуйста, пусть на Roma sub rosa однажды снова упадёт взгляд российского издателя, потому что для домашней библиотеки я с огромным удовольствием приобрела бы себе всю серию.

    5
    80