Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Град обреченный

Аркадий и Борис Стругацкие

  • Аватар пользователя
    Jusinda20 мая 2014 г.

    Возможны спойлеры.


    Эксперимент есть Эксперимент.

    Впервые я читала эту книгу в детстве, лет в 12-13. Причем она была опубликована в журнале Нева по частям, и одного номера не хватало, так что читала я без целого куска из середины. Меня приводило в восторг пожирающее людей Красное здание, вызывала сладкую жуть тайна Падающих звезд, а заброшенный город, полный живых статуй и пустых постаментов навеки остался переплетенным в сознании с мертвым миром из Племянника чародея Льюиса (видимо, я читала их одновременно) и почему-то еще песней БГ «Миша из города скрипящих статуй». Больше ничего у меня в памяти не сохранилось, и прошло много-много лет, но я к этому роману так и не вернулась. В то время как другие книги Стругацких были зачитаны до дыр. Теперь я осознаю, что тогда, конечно, я и сотой доли не поняла. Я, впрочем, и теперь не сильно продвинулась, так что придется возвращаться к Граду еще лет через 10.

    В отличие от многих других книг АБС, Град – не научная фантастика, да и вообще не совсем фантастика. Это притча. О человеке, который проходит некий круг испытаний на пути от слепой веры в нечто (в случае Андрея – в коммунизм) до понимания, что мир не черно-белый, и все в мириады раз сложней, но только понимание это лишает его жизнь смысла. И найти его заново Андрею совсем не так просто, как например, тому же Изе, или Гейгеру, которые остаются, какими были. Как жить человеку, который утратил Цель, утратил веру в вождей в лице Великого стратега, но никакой духовной опоры взамен найти пока не может? В шестидесятые, когда роман был задуман, я думаю, это волновало не только Стругацких.
    По словам самих авторов,


    Жизнь каждого из нас есть по сути своей Эксперимент. И не то ведь важно, ЧТО с нами происходит, а то важно, КАКИМИ мы становимся. Или НЕ становимся.

    Сам город, его тайны, вся абсурдность и загадочность этого странного мира завораживают и будоражат воображение, но важно не это, а нечто более глубокое. Хотя самая главная Тайна Города, которая была в той самой зловещей папке Изи Кацмана безусловно важна для сюжета, если бы он под пыткой не открыл-таки ее Гейгеру, то вполне возможно не произошло бы Поворота, и в конечном счете духовного перерождения Андрея не произошло бы тоже. Но тем не менее, опять же по словам АБС,


    Авторов подоплека Эксперимента никогда (сама по себе) не интересовала. Для нас это всегда был лишь фон, антураж, декорация (если угодно) для «приключений духа» наших персонажей. Эти вот приключения были для нас сугубо важны. Что именно герои думают о Городе – важно. А вот что НА САМОМ ДЕЛЕ есть Город – совсем не важно.

    И в этих «приключениях духа» каждая мелочь играет свою важную роль, и Наставники – некая аллегория совести («У каждого бандита в Городе есть Наставник. Это не мешает каждому думать собственной головой»), и шахматная партия с Великим стратегом, и отсылки к библейским мотивам. Как и своеобразное авторское многоточие в финале, когда избавившийся от первоначальной фанатичной веры в идеалы коммунизма Андрей возвращается в исходную точку, в 1952 год. Судя по тому, что в финале первой реакцией его было схватиться за оружие и выстрелить, его духовное преображение еще не завершено. И что будет для него следующим "кругом", что станет бОльшим испытанием - остаться здесь или вернуться в Город, остается лишь додумывать.

    Роман удивительно глубок и многогранен, и действительно, даже двух прочтений недостаточно, чтобы понять его до конца.


    Почему мы все-таки и несмотря ни на что должны идти вперед? А потому, что позади у нас – либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть.
    20
    116