Рецензия на книгу
Чудесный нож
Филип Пулман
Аноним18 мая 2014 г.Прочитав вторую часть истории про Лиру, я так и не поняла, как она взаимосвязана с первой? Возможно, просто я успела подзабыть финал первой книги, но что-то подсказывает, что начало тут всё же было какое-то нескладное. В иной раз замечала схожесть с Кингом, и второй частью «Тёмной башни», фактически однотипность событий, даже этот нож, разрезающий пространство выглядел как таинственная появляющаяся дверь. Если первая часть была похожа на сказку, на необычное приключение, то здесь это несколько натужно сделано.
Многие ругают то, что автор ушёл в дебри религии. Да это, в общем-то, и не страшно, страшно другое – скучность и однобокость сюжета. Повторяющиеся действия, вечная суматоха, то герои летят куда-то, то бегут, то их ранит. Говорят повторение полезно, да полезно, но не в данном случае, потому что уже знаешь, чем вся это закончится. Такое чувство было, что нужны были эти элементы: война, церковь, униженные и обездоленные, волшебство, предметы. Вокруг этого всё и вертелось. При этом было ощущение, что автор сам не знает, куда пристроить тот или иной момент. И я думаю, что «тёмные начала» обошлись бы и без этой книги, всё это можно хорошо скомпонировать в одной, пусть и большой. Отношения героев тоже заставляют задуматься, а не зря ли их собрали в одном томе. Уилл абсолютно неорганично смотрелся рядом с Лирой, словно они не союзники, а просто каждый сам за себя, а концепция-то тут другая.
Если в первой части упор ставился на панцеборнов и их силу, то в этот раз всё сконцентрировалось на призраках. Но и они оказались какими-то «загипнотизированными» и нереалистичными. Должна же быть у них некая «миссия», не просто летать и кружить и нападать на людей. А не так что «мы знаем про пыль, но не понимаем её свойств». Не знаю, возможно, в третьей части всё сложится в некую стройную, правильную схему, где на каждый пункт будет дано по развёрнутому ответу. Ну и куда ж, без традиционного описания кто что купил, кто что съел и кто что надел. Только это же книга не о повседневной жизни, а приключенческая литература, поэтому «из пункта А в пункт В вышел товарный поезд» уже не уместно. Сюжетом не проникаешься, герои, если раньше они вызывали удивление, восторг, то во второй части принимаешь их как должное, но не особо радуешься их появлению.
Обычно у меня находятся такие моменты, за которые можно похвалить и поругать. Здесь не за что ругать и не за что хвалить. Пустота.
48454