Рецензия на книгу
The Story of a New Name
Elena Ferrante
LilaVanilla24 сентября 2023 г.Кратко напоминаю, о чем была первая книга. В нищем и откровенно неблагополучном квартале Неаполя в 50-е годы живут две подруги: Элена и Лила, и все, чего они хотят - вырваться из убожества, что их окружает, в хоть немного лучшую жизнь. У каждой есть что-то, что может помочь: Лила талантлива и только что вышла замуж за чертовски богатого (по меркам квартала) человека, а у Элены - возможность продолжить образование после начальной школы.
Первый роман покрывает их жизнь примерно с 4-5 лет до 16. Второй же расскажет о юности девушек. И если, пока они были детьми, проблемы квартала не то чтобы всерьез их касались, то вот теперь - коснутся, да еще как.
Ферранте тут начнет развивать тему брака (и окончательно оформит мысль в третьем томе, но об этом - позже).
Во-первых, тему брака в 50-е в Италии в принципе, когда женщина, надев кольцо, начинала партию в русскую рулетку: может, ей повезет, но, скорей всего, нет. С момента, когда она выходит замуж, становится собственностью мужа: хочешь - бей, хочешь - насилуй, развод-то не получить.
Во-вторых, тему детского брака, воспринимающегося как само собой разумеющееся. Главную героиню пытаются помолвить с 14 лет, в 16 уже - свадьба, и мужья, ясное дело, старше. Сейчас, из 2023 года, это кажется жутким, не просто как явление, но как явление одобряемое.
Туда же - тема брака как единственного социального лифта для женщины того времени из бедных слоев населения. Образование не получить, открыть свое дело - нет капитала, и остается буквально одно: выскочить замуж получше, иначе сиди в нищете, в квартире без уборной, считай последние гроши.
Темы же бедности, дремучей необразованности, отсутствия будущего для персонажей, начатые еще в первой книге, продолжают раскрываться все сильнее, требовательней, буквально принуждая читателя почувствовать откровенный дискомфорт от своей привилегированности (но сделано все очень аккуратно и не раздражающе).
Еще одна потрясающая линия - отношение Элены, от лица которой идет повествование, к подруге и ее таланту. Элена, страдающая от своей, возможно, надуманной, вторичности, чувствующая себя никчемной зубрилой рядом с гениальным самородком, пытается отрефлексировать свои сильные стороны и, с подростковым максимализмом, раз за разом отказывает себе в субъектности и цельности, что разъедает и ее саму, и дружбу с Лилой. Если бы в энциклопедии того времени была статья "обесценивание своих достижений", Элену бы взяли туда иллюстрацией.
И, тем не менее, "История нового имени" - скорее, позитивная вещь. Границы мира героинь расширяются: у одной - благодаря деньгам, у другой - благодаря обучению, и будущее кажется им светлым и ярким. Появляются цели, перспективы и возможности чего-то достичь. А вот получится или нет, мы узнаем из третьей части, о которой я расскажу позже.
6170