Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вино из одуванчиков

Рэй Брэдбери

  • Аватар пользователя
    Victorica18 мая 2014 г.
    «Когда человеку семнадцать, он знает всё. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает всё – значит, ему всё ещё семнадцать»

    Эта книга – самая летняя, насколько можно только себе представить, и самая юная, и самая счастливая. В ней так много свободы, надежд, чудес и первых открытий, которые подстерегают, приоткрываются и обрушиваются на голову юному путешественнику, первооткрывателю и естествоиспытателю-натуралисту Дугласу Сполдингу, двенадцати лет от роду, живущему в маленьком городишке Гринтаун, штат Иллинойс. Почему-то мне всё время хотелось сравнить с чем-то эту книгу и, наверное, в чем-то она близка «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Правда открытия героя Сэлинджера взрослее и оттого в нём меньше беззаботности и больше горечи. А в распоряжении Дугласа впереди ещё всё лето: и новенькие быстроходные не касающиеся асфальта парусиновые туфли, и огромный оранжевый трамвай, идущий по серебряной дороге и разбрасывающий гроздья синих искр, и две симпатичные бабульки в зелёном электрическом автомобильчике, и скошенная трава, и охапки одуванчиков, и цеппелины, и падающие яблоки, и горы мороженого, и качели, и Машины Времени и Счастья, и глубокий овраг, разделивший маленький город на две части с притаившимся где-то в недрах его Душегубом… И ещё множество других летних обрядов и его же необыкновенностей. Внезапное и непростое столкновение с тем, что ты живой и что непременно, обязательно умрёшь, общение с интереснейшими людьми, падение друга с края твоей земли… Я до слёз завидовала Дугласу Сполдингу и его друзьям, вместе ними переживая когда-то и свои впечатления их лета тысяча девятьсот двадцать восьмого года, я вообще не припомню, когда в последний раз я так часто плакала над страницами книги: горько, от ощущения невозвратности и, вместе с тем, почему-то счастливо.


    «Ведь это лето непременно будет летом нежданных чудес, и надо все их сберечь и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку…»

    А ещё в этой книге не только много мальчиков, но и стариков, а ещё больше – старых дев и старух, чаще всего вместе взятых. Наверное, это правильно, потому что именно дети и старики абсолютно счастливы: первые – потому что ещё ничего не знают и не понимают, а вторые – потому что знают уже слишком много и поэтому ничего не понимают. Так или иначе эти два поколения, только начинающих жить и уже заканчивающих свой жизненный цикл, должны общаться друг с другом. И не для того, чтобы старшие делились знаниями и мудростью с младшими, а для того, чтобы и те и другие могли удивить друг друга пропастью в своих ощущениях. Так много дивных, интереснейших типажей Улицы Стариков: наивная, обложенная вещественными, но бесполезными воспоминаниями своей молодости миссис Бентли; полковник Фрилей, окутанный облаком стремительных бизонов и порохом Гражданской войны, в ожидании открытого окна в гомоне далёкого Мехико; неунывающие и задорные автомобилистки мисс Ферн и мисс Роберта; девяностолетняя роковая красавица Элен Лумис, покоряющая молодые сердца своей единственной фотографией. Какие всё-таки эти старики счастливые и… молодые, потому что правильно относятся к своим прожитым и нажитым годам и мудро и своевременно с ними расстаются, без сожалений, без скорби.

    А ещё больше здесь естественного, сиюминутного счастья малых дел, о которых не задумываешься сам и не задумываются другие, но они важны, они есть и они не только ценны, но и, безусловно, дороже всего остального. Счастье делать своё дело, делать его добросовестно, хорошо, старательно, с удовольствием. Счастье перекрывать крышу черепицей, счастье косить подросшую молодую траву и вдыхать разлетающийся в разные стороны головки свежего клевера, счастье давить вино из одуванчиков и разливать душистое солнечное лето по маленьким бутылочкам из под кетчупа, счастье вдохновенно готовить для огромной семьи, счастье быть полезным и нужным окружающим, вроде бы и не особенно заметным, но абсолютно необходимым.

    4
    59