Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов

Ёко Тавада

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2023 г.

    Каждый из нас путешествует поодиночке

    Рельсы скрипят, шпалы слегка потряхивает, дребезжит насыпь гравия. Воздух вокруг наэлектризован, гул нарастает. Рассекая тьму, сквозь густой лес, утопающий в непроглядной тьме, несётся шумный поезд. Вдали виднеются редкие домики, до ближайшей станции ещё несколько часов, до моей станции и того дольше. Целая ночь впереди. Контингент вагонов купе и плацкартных часто отличается. Сидя в купе, ты чувствуешь себя более защищённым, спокойным. Пассажиры купе ощущаются более элитарными, они как бы образуют ячейку семьи, всего на одну-две ночи, но всё же семьи. Так вот, соседей по купе ещё нет, это приятный момент. Это свободное время до неизбежного ночного знакомства. Эти - ездили навестить детей, внуков; эта - возвращается домой после отпуска; тот - проходил лечение в больнице. Вы становитесь друзьями по комнате, всего на одну ночь. Вы узнаёте биографии друг друга, задаёте вопросы, впитываете житейские советы, возможно влюбляетесь на одну ночь, но вероятно, что больше не увидитесь. Этот болеет; глядя на его красный нос и мутные глаза ты понимаешь, что прибыв домой, скорее всего сляжешь с простудой или гриппом. Эти - просто пересаживаются
    с поезда на поезд, у них сложный маршрут. Тот - пьян, опоздал на пятничную электричку и был вынужден взять билет на дорогой поезд, чтобы добраться до своего посёлка. Он протягивает  две плитки шоколада, извиняется за то, что разбудил среди ночи. Он предупреждает, что "хряпнет стопочку" и ляжет спать, больше не побеспокоит. Уляжется на верхней полке и захрапит. Смотришь в ответ на это с пониманием и с каким-то умилением, ведь привык и радуешься подобным ситуациям.
    Тебе не спится. Сон куда-то испарился. Лёгкая тряска успокаивает. Отложив книгу смотришь в окно - на проносящуюся стену густых сосен и елей. Слушаешь гул состава и мерный стук колёс. Поезд везёт тебя. Куда? А это важно?

    Я люблю поездки на поездах. Выбираясь в короткие отпуска из Москвы в родную Самару, я всегда самолётам, с их короткими перелётами, предпочитал поезда на всю ночь. Прибыл немного раньше, стоишь на площади станции, наблюдаешь, как машинист паркует состав, выходишь на перрон вдыхаешь морозный воздух, он слегка загазован. Двери открываются, люди курят. Курят так, будто делают это в последний раз. Проводники выходят, принимают паспорта, бумажные билеты и проверяют экраны смартфонов. Вагоны наполняются, люди укладывают вещи на верхних полках, под нижними полками, в нишах нижних полок. Столики часто мешают, они не всегда бывают складными, поэтому приходится учитывать их, как препятствие. На верхних полках часто мало места, поэтому, в момент отправления, насмотревшись на площадь с гурьбой провожающих, плачущих, смеющихся, ты отрываешься от окна и войдя в своё купе, просишь разрешения посидеть с остальными, внизу. Там и завязывается разговор, иногда густой и многосложный, а иногда ни о чём и в одно горло. Не всегда соседи желают общения. Впереди ночь - быстрая и незаметная, или томная и долгая. А это важно?

    Так же и героиня книги, одинокая душа, которая видит себя бесконечным пассажиром одинокого чёрного поезда, который несёт её сквозь мрак ночи из очередного пункта отправления в очередной пункт прибытия. Кем окажется её ночная семья - воровкой, коммивояжёром, алкоголиком или восточно-европейским фарцовщиком и его другом контрабандистом, героиня не знает и знать не может. Но романтика поезда и остановки в очередном городе передана с особой любовью.
    Держа свой путь в Хабаровск наша героиня даже испытает опыт перерождения в гермафродита и мы усомнимся в её причастности к определённому гендеру.
    Есть некая затравка на драму (момент с подругой, чьи стихи героиня передаёт своему другу-музыканту), но она не имеет развития и какого-либо разрешения. А это важно? Поезд уже уехал.
    Есть лишь один нюанс, из-за которого сложно воспринимать эту книгу - она всё же очень японская по своей структуре и содержанию. Хоть действие и происходит по всей Европе, в Индии и России, наша героиня ощущается и остаётся японкой (как и автор книги, хоть и живёт в Германии уже много лет) со свойственной им литературной наивностью, нерешимостью и замкнутостью, а их мировосприятие и представление о вещах отличается от европейских или американских авторов. Отделаться от этого ощущения невозможно. Повествование размеренное, ситуации, иногда абсурдны, где-то недотянуты, первая поездка "В ПАРИЖ!" начинается с очень интересной мистической затравки, а резолюция истории - забастовка на границе Франции; и история, как и вся структура последующих историй от мистики уходит в лоно повседневной жизни. Такой подход типичен для японских авторов. Но так ли это важно?

    Решать вам. Главное не забудьте купить билет на ночной поезд и, надеюсь, вы получите от поездки удовольствие.

    Просыпаешься в сладкой истоме, открываешь глаза. За окном только-только зарождается зарево. Солнце ещё розовое, Окно купе покрыто инеем, в воздухе повис морозный дух. Поезд прибыл в пункт назначения. Ночь закончилась. Вот ты и дома.


    7
    286