Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь и судьба

Василий Гроссман

  • Аватар пользователя
    Аноним16 мая 2014 г.

    Что знает о Великой Отечественной войне бывший советский школьник? Что я знаю о ней?

    Фашисты напали сначала на соседей, потом завоевали пол Европы, потом сунулись к СССР. При этом они зверски уничтожали евреев и цыган, а также мучили и пытали русских. СССР же доблестно встал грудью на защиту слабых и обездоленных, загнало поганого фрица в Берлин и там задавило. Вот, собственно, вкратце и все.

    Это то, чему учили в СССР. Чему учили в 90-х годах в России. (Не знаю, чему учат в школе сейчас, вряд ли общая канва истории отличается, но все же утверждать не буду).

    Нельзя, ох, нельзя бывшему советскому школьнику, желающему спать спокойно и не «включать» мозг и совесть, читать эту книгу.

    КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!

    Если бывший советский школьник все же возьмется за нее, то сначала, страниц несколько, он будет читать с пониманием. Мол, знаем, представляем, этому нас и учили.

    Но только первые несколько страниц. А потом…

    Потом ему придется либо «включить» мозг и начать думать самому, либо отбросить книгу со словами: «Что за гадость здесь пишут!». Правда, так поступит только тот, кто до мозга костей уверен в том, что СССР – лучшая страна, что коммунизм – лучшее, что было.

    Правда ли это?

    Гроссман говорит «НЕТ». И я ему верю.

    Много я книг о второй мировой и Великой Отечественной войне прочитала. Особенно в последние несколько месяцев. Потому мне есть, с чем сравнивать.

    И Именно поэтому можно смело сказать, что такой книги я раньше не читала.

    Она – ужасная! И – великолепная!

    Первое, чем хороша «Жизнь и судьба» - Гроссман не просто показывает ужасы фашизма, уничтожение евреев. Он еще и рассказывает о том, почему соседи их сдавали. Этот вопрос не давал мне покоя раньше. Я удивлялась и поражалась таким жестоким поступкам обычных людей, которые, как правило делали добро. Теперь – понятно.

    Кстати о добре. В этой жестокой книге, без прикрас показывающих ту страшную войну, Гроссман рассуждает и о добре, и о доброте. Проводит параллели из прошлого, показывает примеры из истории человечества. Прослеживает путь добра, его цену. И во главу угла ставит не добро, а доброту. Обычную, мелкую, бессмысленную человеческую доброту. Ей он поет хвалебную песнь. А великое добро, на поверку оказывается, величайшим злом. Стоит об этом задуматься. До сих пор добром государства оправдывают самые страшные вещи. И люди почему-то им верят.

    Другие человеческие черты Гроссман также стороной не обходит. Покорность заключенных в лагерях поражает. Неужели правда, что немецкие солдаты чуть ли не неделями могли не появляться в лагере, а заключенные сами себя заставляли жить в скотских условиях? Гроссман умеет убедить, что это действительно так.

    Второе, в чем эта книга стала для меня откровением – сопоставление и анализ двух государств – Германии и СССР. Их режимов. Да, все знают и голод Украины в 30-х годах, и репрессии 37-38 года. Но мало кто сравнит это с тем, что делали фашисты. Гроссман – не просто сравнивает. Сначала он проводит параллели, а потом открыто говорит, что тоталитарный режим фашистской Германии и то, что творилось в СССР – одно и то же. Разница только в том, что Германия уничтожала другую нацию, а СССР – собственных граждан. И только поэтому так открыто принято осуждать фашизм и все, что с ним связано, а действия коммунистов – замалчивать, обходить стороной. А ведь и евреи, и граждане СССР – люди. И те, и другие имели семьи, жили, любили, были свободны. До какого-то момента.

    Гроссман наглядно, на примере Крымова показывает, что это такое – попасть на Лубянку, на допрос, лишиться свободы. А на примере Штрума – то, что и находясь «на свободе», под бдительным оком партии ни один человек не мог считать себя полностью свободным. Делать то, что считаешь нужным, открыто говорить то, что думаешь – в СССР могли лишь единицы. И даже физик, сделавший гениальное открытие, работающий в отрасли стратегического значения, не мог позволить себе поступить по совести не поставив под удар себя и свою семью. Так чем это отличается от лагерей Германии?

    Кстати о лагерях. Гроссман гениально показывает жизнь заключенных в лагерях фашистов и в лагерях СССР. Отличия? Я их не увидела. Разница только в том, что Германия, опять-таки, сажала в лагеря в основном чужих граждан, а СССР – своих.

    Лагеря, еврейский вопрос, политика партии – вся книга пронизана параллелями. Снова и снова Гроссман говорит: «Посмотрите. Разве фашистская Германия сильно отличается от сталинского СССР? Ведь разница – ничтожна. Задумайтесь!».

    Тяжело это. Стыдно. Вроде, и не делал ты ничего из того, о чем рассказывается в этой книге, но щеки горят. Это – моя история, история моей страны. Мое наследие. И пусть режим сменился… А сменился ли? Не могу сказать. Знаю только, что о том, что было, как было и почему – надо знать. Надо думать. Надо делать выводы. Об этом говорит автор. Увы, мало кто его слышал. Не просто так СССР пытался уничтожить все экземпляры рукописи.

    Я сознательно пишу СССР, а не коммунисты. Ведь СССР и Германия – это режим. А коммунисты и фашисты – люди. Режим диктует свое, а люди – остаются людьми.

    Можно ожидать, что Гроссман, с болью говорящий о тоталитаризме и зверствах, должен осуждать и людей этих режимов. Но – нет. Автор, наоборот, изо всех сил показывает, что люди – не равно государство, режим. Германия и СССР ведут войну, а немцы и русские – прячутся от артобстрела в одной воронке от бомбы и не стреляют друг в друга, в моменты затишья ведут торговлю.

    Об этой книге можно писать и писать. Она написана на определенном количестве страниц, рассказывает, вроде бы, не о всей войне, а лишь о Сталинградской битве, но создается впечатление, что она бесконечна, как сама жизнь. Много аспектов в ней, много планов, уровней. Каждый без исключения найдет в ней свое. Я рассказала только малую часть своих мыслей.

    Напоследок хочу отметить только еще один момент. Гроссман применил прием, обычный, вроде бы, для книг – он показал все многообразие и ужасы тоталитарных государств на примере жизни и судеб членов одной семьи. Но меня именно это и поразило.

    Фашисткий концлагерь, гетто в Украине, лагерь СССР, жизнь в эвакуации, жизнь в осажденном городе, жизнь солдата на передовой, жизнь в госпитале, жизнь рядового гражданина, допросы на Лубянке – все охватил автор, все грани жизни людей в военное время. Судьба старой еврейки, судьба шестилетнего еврейского мальчика, судьба обычного лейтенанта на передовой, судьба видного ученого, судьба блестящего командира танкового корпуса, судьба… И – ком в горле.

    Надо знать, надо помнить. Надо думать.

    9
    316